Звезда. 1956 г. (ст. Долгоруково Липецкой обл.)
4 44 (275?) щ щ Ш щ Ш иШ жм ШШШ рвшшшж Москва. Внесенный Сшетским правительством на утверж дение Верховного Совета СССР проект Закона о государствен ных пенсиях отвечает интересам миллионов советских людей и имеет огромное политическое значение. Оживлевно обсуждая этот проект, рабочие, колхозники, интеллигенции, воины Советской Армии и Флота видят в нем проявление неустанной заботы Коммунистической партии п Советского правительства о благе народа. Проект Закона находит горячее одобрение у советских людей. На снимке: в парке «Сокольники» встретились старые со служивцы—пчеловод Г. С. Маркутчев, педагог Г. А. Лозовой п подсобная рабочая П. Е. Елфимова. Ови делятся впечатле ниями о проекте Закона, несущего им спокойную, обеспечен ную старость. Фото В. Кувова. Фотохроника ТАСс *----------------------- ♦ ♦ ------------------------ Э Л Е К Т Р О С Т Р И Ж К А О В Е Ц В нынешнем году Вязовпц- было острижено более кая МТС впервые организует в ' колхозах электрострижку овец. Комбайнеры, освободившиеся от ремонтных работ, с увлече нием взялись за освоение элекггострпгального агрегата. На днях в колхозе имс- ш Ле нина они сделали пробную стрижку. За 3 часа агрегатом 50 овец. Производительность аг регата с каждым днем возра стает. Одновременно в колхозах идет стрижка овец вручную. В кол хозе имени Коминтерна более 200 овец острижены вручную. П. ИВАНОВ. Ремонтируют прицепной инвентарь В Жерновской МТС трактор-,боты. Сейчас бригада присту- ная бригада Василия Филато-|нила к вспашке паров и ре ва, в нынешнем году успешно | монту прицепного инвентаря, провела весенние полевые ра - 1 а . к о к о т к и н . ПО С Л Е Д А М Н А Ш И Х В Ы С Т У П Л Е Н И Й Беседы на естественно-наупные темы Луч света — вестник далеких миров „КАРТИНКИ Под таким заголовком в но мере 4Э от 20 мая в нашей газете было опубликовано письмо, в котором говорилось о пьянке п прогулах рабочих Рогозова, Корнева и Теплин ского, занятых строительством С НАТУРЫ“ здания Долгоруковской сред ней школы. Прораб объекта строитель ства тов. Познахирев сообщил, что факты прп проверке под твердились. Рогозову, Корне ву и Теплпнскому вынесены выговоры с предупреждением. Сельская учительница В тихие летнпе вечера, ког да солнце, бросив свой послед ний прощальный луч, скрыва лось за горизонтом, Клава, отыскав уединенное место, где не могла ее увидеть свар ливая и злая мачеха, любила помечтать. Часто в детском воображении девочки рисова лось огромнее белое здание школы, светлый и просторный класс, куда входит уже взрос лая Клава, и дети шумно и радостно приветствуют ее. Клава мечтала стать учитель вицей. Восьмилетней Клава пошла в школу. Впечатлительную, способную девочку полюбили учителя. Трудно было учиться Клаве. Мачеха, не желая, чтобы девочка училась, за ставляла выполнять непосиль ную работу. Но Клава- не по- дётекп стоически держала себя, поспевала сделать все и всегда была жизнерадостна! Наконец, мачеха и безвольный отец девочки категорически запрещают Клаве ходить в школу. Клава бросает заня тия и работает по хозяйству. Шли годы. Девочка с тос кой вспоминала о школе. И когда, казалось, были потеря ны' всякие надежды на воз вращение к учебе, приезжает в отпуск старший брат Клавы командир Советской Армии Илья Михайлович и устраи вает ее снова учиться. —Это был счастливый день, большой праздник в моей жиз ни,—часто вспоминает Клав дия Михайловна Пашкова, учи тельница М Колодезьской сред ней школы,—когда я пересту пила порог Борковской семи- группной школы, Тербунского района. Успешно закончив это учеб ное заведение, Клава посту пает в Воронежскую шестую единую трудовую школу II ступени. В 1925 году сбывается за ветная мечта Клавдии Михай ловны. Закончив Воронежскую школу, она возвращается в родное седо Верхний Ломовец и Научная работа астронома во многом отличается от рабо ты физика, химика или геоло га. Химик, например, исследуя какое-либо вещество, может измельчать его, растворять на гревать. действовать на него кислотой и, тем самым изме няя его состояние, наблюдать последствия этих изменений. Астрономы лишены таких воз можностей, они вынуждены изучать небесные тела на ог ромном расстоянии. Сами по себе небесные тела недоступны для ученого. Но они излучают разного рода электромагнитные волны, кото рые достигают Земли и могут быть обнаружены и исследо ваны специальными приборами. К их числу относятся невиди мые тепловые (инфракрасные) и ультрафиолетовые лучи, ви димый свет, радиоволны, а так же рентгеновские, п гамма-лу чи, испускаемые при радиоак тивном распаде. При этом лишь видимый свет и радиоволны достаточно хорошо проходят сквозь атмосферу и достигают поверхности Земли. Особенно важное значение в астрономии имеет исследование световых волн. Лучи света, приходящие из глубин Вселенной, помога ют учёным приоткрыть многие тайны природы, распознать природу небесных светил. Не даром свет часто называют «вестником далеких миров». Одним из самых широко рас пространенных способов иссле дования света является так называемый спектральный ана лиз. Он помогает астрономам измерять расстояния до дале ких небесных тел, изучать тем пературу, химический состав, закономерности движения этих светил и т. п. Световые волны имеют раз личную длину. Попадая в глаз человека, такая волна вызыва ет ощущение того или иного цвета.' Для разложения свето вого излучения на составные части применяются специаль ные приборы—спектроскопы п спектрографы. Луч света про- приступает к учительской ра боте. Этот благородный, почетный труд полностью захватил ее. Школа стала ее домом, ее семьей. Все свои знания, лю бовь она отдает детям. Ее классы из года в год имеют самую лучшую успеваемость. Не имея специального учи тельского образования, Клав дия Михайловна занимается самообразованием, читает ху дожественную, политическую и педагогическую литературу и вскоре экстерном сдает экза мены в Старо-Оскольском пед училище и получает аттестат на звание народного учителя. С 1925 года п по настоящее время Клавдия Михайловна работает учительницей млад ших классов в нашем районе. 17.лет тов. Пашкова' учитель ствует в М.-Колодезьской сред ней школе. В течение всего этого времени Клавдия Михай ловна беззаветно трудится на ниве народного просвещения. Районный отдел народного об разования не раз отмечал об разцовую работу сельской учи- нусклюг через узкую щель. . затем сквозь трехгранную | стеклянную призму. Преломля- яеь призмой, лучи различных цветов идут каждый по свое му направлению и образуют цветную полоску — спектр. В спектроскопе его можно наблю дать глазом, а в спектрографе —сфотографировать. Подобное же явление разложения света на составные цвета мы часто наблюдаем и в природе в виде радуги. Радуга и есть не что иное, как результат преломле ния солнечных лучей в капель ках воды, плавающих в возду хе после дождя. Однако спектр далеко - не всегда бывает похож на раду гу. В большинстве случаев спектры состоят из отдельных светлых или темных линий. По ложение и число этих линий зависит от природы и физиче ского состояния какого - либо светящегося тела. Таким обра зом, спектр этого тела являет ся как бы паспортом, по кото рому можно изучить его хими ческий состав и физическую природу. ‘ Для спектральных исследо ваний небесных тел необходи мо собирать как можно больше света, приходящего к нам из Вселенной. Эту задачу выпол няет телескоп — основной ин струмент астронома. Крупней ший телескоп собирает в мил лион раз больше света, чем зрачок человеческого глаза. В течение двухсот с лишним лет телескопические наблюде ния небесных светил велись с помощью глаза. II лишь в прош лом веке на смену таким на блюдениям пришла фотография. Широкое и всестороннее приме нение его в астрономии имеет ряд преимуществ. Фотографи рование дает документальное изображение небесных светил. Эти снимки можно хранить мно гие годы. Фотография позволя ет фиксировать явления и про цессы, которые длятся ничтож ную- долю секунды, получать изображения слабых звезд, не видимых в телескоп при обита тельницы. Грудь теперь уже немолодой учительницы укра шают правительственные на грады-орден трудового Крас ного знамени, медаль^ «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.» , орден «Знак Поче та», значок «Отличник народ ного просвещения». Клавдия Михайловна заре комендовала себя п как спо собный агитатор на селе. Ее часто можно видеть среди кол хозников сельхозартели «Путь к коммунизму». Она ведет бе седы на общественно-полити ческие и естественно научные темы, которые вызывают большой интерес тружеников полей. Простую, скромную сель скую учительницу помнят ее бывшие питомцы. С Дальнего Севера, с юга, из Москвы, Тулы ц других городов нашей Родины шлют ей задушевные письма и поздравительные телеграммы. Михаил Захарович Скрылев, ныне полковник Со ветской Армии, ежегодно при езжая в отпуск,__навешает них наблюдениях. С помощью фггографип изучаются положе ние и движение звезд, наблю даются метеоры, исследуются .планеты и Солнце, решается большинство задач сиектраль- Iкого анализа и т. д. ' Кроме спектрального анали за, в астрономических исследо ваниях получил широкое рас пространение еще один метод изучения света—так называе мая фотометрия, то есть изме рение количества света, прихо дящего к нам от различных не бесных тел. Результаты таких исследований имеют огромное значение для изучения природы небесных тел, для определения расстояний до звезд и выясне ния их размеров, при наблюде нии солнечных затмений, изу чение общей яркости солнеч ной короны необходимо для выяснения ее массы и средней плотности. Фотоэлектрические методы исследования приобретают все большее значение в астроно мии, вытесняя в ряде случаев фотографические наблюдения. Различные методы исследо вания света позволяют нам иронакать в тайны строенпя Вселенной. Но в наше время видимый свет уже но единст венный востенк далеких миров. К числу новых методов ис следования небесных тел от носится— и радиоастрономия, выросшая за последние годы в самостоятельную область науки. В то время, как опти ческая астрономия занимается исследованием света небесных тел, радиоастрономия изучает радиоволны, приходящие пз мирового пространства. Вселенная бесконечна, так же бесконечен и безграничен процесс ее научного познания. Вся исторяя астрономия н дру гих смежных с ней наук, вся научная и общественная прак тика человека погтверждают достоверность научных знаний справедливоеь наших пред ставлений о строении окружа ющего нас мира. I В. КОМАРОВ. свою любимую добрую учитель ницу. ........ В нынешнем году Клавдия Михайловна вела четвертый класс. Из 46 учащихся все сдали на положительные оцен ка. Из них экзаменационный диктант 10 человек написала на хорошо и отлично. По арифметике 6 учащихся вы полнили работу на „ 5 “ , восемь получили четвёрка. Учащиеся Надя Абалешсва, Гена Нака тин и Шура Добычана—круг лые отличники. 30 лет своей жизни отдала Клавдия Михайловна любимому делу обучения и воспитания молодого подрастающего поко ления. —Хочется работать все лучше я лучше,—говорит сель ская учительница Клавдия Михайловна Пашкова и добав ляет: —Дети—цветы нашей жиз ни. Какое счастье жить и трудиться во имя их! ю . СОМОВА. Рв пактор М. МОРОЗОВ Адрес редакции: с*, рлгоруковоё Липецкой области, Тираж 1800 е р .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz