Звезда. 1956 г. (ст. Долгоруково Липецкой обл.)

Звезда. 1956 г. (ст. Долгоруково Липецкой обл.)

4 44 (275?) щ щ Ш щ Ш иШ жм ШШШ рвшшшж Москва. Внесенный Сшетским правительством на утверж­ дение Верховного Совета СССР проект Закона о государствен­ ных пенсиях отвечает интересам миллионов советских людей и имеет огромное политическое значение. Оживлевно обсуждая этот проект, рабочие, колхозники, интеллигенции, воины Советской Армии и Флота видят в нем проявление неустанной заботы Коммунистической партии п Советского правительства о благе народа. Проект Закона находит горячее одобрение у советских людей. На снимке: в парке «Сокольники» встретились старые со­ служивцы—пчеловод Г. С. Маркутчев, педагог Г. А. Лозовой п подсобная рабочая П. Е. Елфимова. Ови делятся впечатле­ ниями о проекте Закона, несущего им спокойную, обеспечен­ ную старость. Фото В. Кувова. Фотохроника ТАСс *----------------------- ♦ ♦ ------------------------ Э Л Е К Т Р О С Т Р И Ж К А О В Е Ц В нынешнем году Вязовпц- было острижено более кая МТС впервые организует в ' колхозах электрострижку овец. Комбайнеры, освободившиеся от ремонтных работ, с увлече­ нием взялись за освоение элекггострпгального агрегата. На днях в колхозе имс- ш Ле­ нина они сделали пробную стрижку. За 3 часа агрегатом 50 овец. Производительность аг­ регата с каждым днем возра­ стает. Одновременно в колхозах идет стрижка овец вручную. В кол­ хозе имени Коминтерна более 200 овец острижены вручную. П. ИВАНОВ. Ремонтируют прицепной инвентарь В Жерновской МТС трактор-,боты. Сейчас бригада присту- ная бригада Василия Филато-|нила к вспашке паров и ре­ ва, в нынешнем году успешно | монту прицепного инвентаря, провела весенние полевые ра - 1 а . к о к о т к и н . ПО С Л Е Д А М Н А Ш И Х В Ы С Т У П Л Е Н И Й Беседы на естественно-наупные темы Луч света — вестник далеких миров „КАРТИНКИ Под таким заголовком в но­ мере 4Э от 20 мая в нашей газете было опубликовано письмо, в котором говорилось о пьянке п прогулах рабочих Рогозова, Корнева и Теплин ского, занятых строительством С НАТУРЫ“ здания Долгоруковской сред­ ней школы. Прораб объекта строитель­ ства тов. Познахирев сообщил, что факты прп проверке под­ твердились. Рогозову, Корне­ ву и Теплпнскому вынесены выговоры с предупреждением. Сельская учительница В тихие летнпе вечера, ког­ да солнце, бросив свой послед­ ний прощальный луч, скрыва­ лось за горизонтом, Клава, отыскав уединенное место, где не могла ее увидеть свар ливая и злая мачеха, любила помечтать. Часто в детском воображении девочки рисова­ лось огромнее белое здание школы, светлый и просторный класс, куда входит уже взрос­ лая Клава, и дети шумно и радостно приветствуют ее. Клава мечтала стать учитель вицей. Восьмилетней Клава пошла в школу. Впечатлительную, способную девочку полюбили учителя. Трудно было учиться Клаве. Мачеха, не желая, чтобы девочка училась, за­ ставляла выполнять непосиль­ ную работу. Но Клава- не по- дётекп стоически держала себя, поспевала сделать все и всегда была жизнерадостна! Наконец, мачеха и безвольный отец девочки категорически запрещают Клаве ходить в школу. Клава бросает заня­ тия и работает по хозяйству. Шли годы. Девочка с тос­ кой вспоминала о школе. И когда, казалось, были потеря­ ны' всякие надежды на воз­ вращение к учебе, приезжает в отпуск старший брат Клавы командир Советской Армии Илья Михайлович и устраи­ вает ее снова учиться. —Это был счастливый день, большой праздник в моей жиз­ ни,—часто вспоминает Клав­ дия Михайловна Пашкова, учи­ тельница М Колодезьской сред­ ней школы,—когда я пересту­ пила порог Борковской семи- группной школы, Тербунского района. Успешно закончив это учеб­ ное заведение, Клава посту­ пает в Воронежскую шестую единую трудовую школу II ступени. В 1925 году сбывается за­ ветная мечта Клавдии Михай­ ловны. Закончив Воронежскую школу, она возвращается в родное седо Верхний Ломовец и Научная работа астронома во многом отличается от рабо­ ты физика, химика или геоло­ га. Химик, например, исследуя какое-либо вещество, может измельчать его, растворять на­ гревать. действовать на него кислотой и, тем самым изме­ няя его состояние, наблюдать последствия этих изменений. Астрономы лишены таких воз­ можностей, они вынуждены изучать небесные тела на ог­ ромном расстоянии. Сами по себе небесные тела недоступны для ученого. Но они излучают разного рода электромагнитные волны, кото­ рые достигают Земли и могут быть обнаружены и исследо­ ваны специальными приборами. К их числу относятся невиди­ мые тепловые (инфракрасные) и ультрафиолетовые лучи, ви­ димый свет, радиоволны, а так­ же рентгеновские, п гамма-лу­ чи, испускаемые при радиоак­ тивном распаде. При этом лишь видимый свет и радиоволны достаточно хорошо проходят сквозь атмосферу и достигают поверхности Земли. Особенно важное значение в астрономии имеет исследование световых волн. Лучи света, приходящие из глубин Вселенной, помога­ ют учёным приоткрыть многие тайны природы, распознать природу небесных светил. Не­ даром свет часто называют «вестником далеких миров». Одним из самых широко рас­ пространенных способов иссле­ дования света является так называемый спектральный ана­ лиз. Он помогает астрономам измерять расстояния до дале­ ких небесных тел, изучать тем­ пературу, химический состав, закономерности движения этих светил и т. п. Световые волны имеют раз­ личную длину. Попадая в глаз человека, такая волна вызыва­ ет ощущение того или иного цвета.' Для разложения свето­ вого излучения на составные части применяются специаль­ ные приборы—спектроскопы п спектрографы. Луч света про- приступает к учительской ра­ боте. Этот благородный, почетный труд полностью захватил ее. Школа стала ее домом, ее семьей. Все свои знания, лю­ бовь она отдает детям. Ее классы из года в год имеют самую лучшую успеваемость. Не имея специального учи­ тельского образования, Клав­ дия Михайловна занимается самообразованием, читает ху­ дожественную, политическую и педагогическую литературу и вскоре экстерном сдает экза­ мены в Старо-Оскольском пед­ училище и получает аттестат на звание народного учителя. С 1925 года п по настоящее время Клавдия Михайловна работает учительницей млад­ ших классов в нашем районе. 17.лет тов. Пашкова' учитель­ ствует в М.-Колодезьской сред­ ней школе. В течение всего этого времени Клавдия Михай­ ловна беззаветно трудится на ниве народного просвещения. Районный отдел народного об­ разования не раз отмечал об­ разцовую работу сельской учи- нусклюг через узкую щель. . затем сквозь трехгранную | стеклянную призму. Преломля- яеь призмой, лучи различных цветов идут каждый по свое­ му направлению и образуют цветную полоску — спектр. В спектроскопе его можно наблю­ дать глазом, а в спектрографе —сфотографировать. Подобное же явление разложения света на составные цвета мы часто наблюдаем и в природе в виде радуги. Радуга и есть не что иное, как результат преломле­ ния солнечных лучей в капель­ ках воды, плавающих в возду­ хе после дождя. Однако спектр далеко - не всегда бывает похож на раду­ гу. В большинстве случаев спектры состоят из отдельных светлых или темных линий. По­ ложение и число этих линий зависит от природы и физиче­ ского состояния какого - либо светящегося тела. Таким обра­ зом, спектр этого тела являет­ ся как бы паспортом, по кото­ рому можно изучить его хими­ ческий состав и физическую природу. ‘ Для спектральных исследо­ ваний небесных тел необходи­ мо собирать как можно больше света, приходящего к нам из Вселенной. Эту задачу выпол­ няет телескоп — основной ин­ струмент астронома. Крупней­ ший телескоп собирает в мил­ лион раз больше света, чем зрачок человеческого глаза. В течение двухсот с лишним лет телескопические наблюде­ ния небесных светил велись с помощью глаза. II лишь в прош­ лом веке на смену таким на­ блюдениям пришла фотография. Широкое и всестороннее приме­ нение его в астрономии имеет ряд преимуществ. Фотографи­ рование дает документальное изображение небесных светил. Эти снимки можно хранить мно­ гие годы. Фотография позволя­ ет фиксировать явления и про­ цессы, которые длятся ничтож­ ную- долю секунды, получать изображения слабых звезд, не видимых в телескоп при обита­ тельницы. Грудь теперь уже немолодой учительницы укра­ шают правительственные на­ грады-орден трудового Крас­ ного знамени, медаль^ «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.» , орден «Знак Поче­ та», значок «Отличник народ­ ного просвещения». Клавдия Михайловна заре­ комендовала себя п как спо­ собный агитатор на селе. Ее часто можно видеть среди кол­ хозников сельхозартели «Путь к коммунизму». Она ведет бе­ седы на общественно-полити­ ческие и естественно научные темы, которые вызывают большой интерес тружеников полей. Простую, скромную сель­ скую учительницу помнят ее бывшие питомцы. С Дальнего Севера, с юга, из Москвы, Тулы ц других городов нашей Родины шлют ей задушевные письма и поздравительные телеграммы. Михаил Захарович Скрылев, ныне полковник Со­ ветской Армии, ежегодно при­ езжая в отпуск,__навешает них наблюдениях. С помощью фггографип изучаются положе­ ние и движение звезд, наблю­ даются метеоры, исследуются .планеты и Солнце, решается большинство задач сиектраль- Iкого анализа и т. д. ' Кроме спектрального анали­ за, в астрономических исследо­ ваниях получил широкое рас­ пространение еще один метод изучения света—так называе­ мая фотометрия, то есть изме­ рение количества света, прихо­ дящего к нам от различных не­ бесных тел. Результаты таких исследований имеют огромное значение для изучения природы небесных тел, для определения расстояний до звезд и выясне­ ния их размеров, при наблюде­ нии солнечных затмений, изу­ чение общей яркости солнеч­ ной короны необходимо для выяснения ее массы и средней плотности. Фотоэлектрические методы исследования приобретают все большее значение в астроно­ мии, вытесняя в ряде случаев фотографические наблюдения. Различные методы исследо­ вания света позволяют нам иронакать в тайны строенпя Вселенной. Но в наше время видимый свет уже но единст­ венный востенк далеких миров. К числу новых методов ис­ следования небесных тел от­ носится— и радиоастрономия, выросшая за последние годы в самостоятельную область науки. В то время, как опти­ ческая астрономия занимается исследованием света небесных тел, радиоастрономия изучает радиоволны, приходящие пз мирового пространства. Вселенная бесконечна, так­ же бесконечен и безграничен процесс ее научного познания. Вся исторяя астрономия н дру­ гих смежных с ней наук, вся научная и общественная прак­ тика человека погтверждают достоверность научных знаний справедливоеь наших пред­ ставлений о строении окружа­ ющего нас мира. I В. КОМАРОВ. свою любимую добрую учитель­ ницу. ........ В нынешнем году Клавдия Михайловна вела четвертый класс. Из 46 учащихся все сдали на положительные оцен­ ка. Из них экзаменационный диктант 10 человек написала на хорошо и отлично. По арифметике 6 учащихся вы­ полнили работу на „ 5 “ , восемь получили четвёрка. Учащиеся Надя Абалешсва, Гена Нака­ тин и Шура Добычана—круг­ лые отличники. 30 лет своей жизни отдала Клавдия Михайловна любимому делу обучения и воспитания молодого подрастающего поко­ ления. —Хочется работать все лучше я лучше,—говорит сель­ ская учительница Клавдия Михайловна Пашкова и добав­ ляет: —Дети—цветы нашей жиз­ ни. Какое счастье жить и трудиться во имя их! ю . СОМОВА. Рв пактор М. МОРОЗОВ Адрес редакции: с*, рлгоруковоё Липецкой области, Тираж 1800 е р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz