Звезда. 1956 г. (ст. Долгоруково Липецкой обл.)

Звезда. 1956 г. (ст. Долгоруково Липецкой обл.)

3 З В Е З Д А 30 сентября № 94 (2807) Критика и библиография О ТБ Л ЕС КИ ВЫСОКОЙ Ц УШ И Т от,кто прочтет хоть несколь­ ко строк из «Дневника и ин­ еем» Фелпкса Д зержинско го, тот дочитает к н и гу до конца, потому что оторваться от нее невозможно. Облик прекрасно­ го , сильного, горячего чело­ века встает со страниц этой к н и ги , где нет ни одной стро­ ки равнодушной, облик чело­ века, для которого борьба за идеалы коммунизма была жизнью , сердцем, счастьем. 1 9 0 8 - 1 9 0 9 годы . X п а ­ вильон Варшавской цитадели. Здесь заключены самые опас­ ные для царизма революцио­ неры. Толстые стены . Навис­ ший потолок. Неподвижная тишина и звенящий скрежет кандалов— «Холодное, бездуш ­ ное железо на живом челове­ ческом теле. Железо, вечно алчущее тепла и ни ко гда не насыщающееся, всегда напо ­ минающее неволю». А по ночам— приглушенный с т у к топора и еле слышное шуршание пилы : сооружают я ж е л я ц у . 1 надпись на сте ­ не: «Сегодня состоится ка зн ь. Прощай, ж и зн ь ! Прощайте то­ варищи! Да здравствует рево­ люция!» К то сидит в камере рядом: др уг? А может быть, провока- торРТюрьма киш и т шпионами... Опять приходпл полковник- жандарм , вкрадчивый и скольз­ ки й , к а к змея. Спрашивал: — Может быть, вы разочаро­ вались? — Напрасный вопрос! «Сегодня— последний день 190 8 года.Пятый раз я встре­ чаю в тюрьме Новый го д ..., первый раз— одиннадцать лет .тому назад. В тюрьме я созрел в м у ка х одиночества, в м у ка х тоски по миру и по ж и зн и . И, несмотря на это, в душе ни­ ко гд а не зарождалось сомне­ ние в правоте нашего дела... Здесь, в тюрьме, часто бывает тяжело , по временам даже страшно... И, тем не менее, если бы мне предстояло начать ж и зн ь сызнова, я начал бы ее та к , к а к начал II не по долгу, не по обязанности. Эго для меня— органическая необходи­ мость». Пять лет отстучало время. Пять лет ж и зни профессио­ нального революционера. И вновь X павильон Варшавской цитадели. II вновь ложа тся на бум а гу стро ки: «Моя способность к труд у за последнее время сильно исчер­ палась. II не раз возникает у меня мысль о неспособности в будущем ж и ть , быть полез­ ным. Но я говорю тогда себе: тот, у ко го есть идея и кто жив, не может быть бесполез­ ным, разве только если сам отречется от своей идеи... А пока теплится ж и зн ь и жива сама идея, я буду землю к о ­ пать, делать самую черную работу, дам все, что смогу». А еще через три года из Москвы, ко гд а Февральская революция освободила Феликса Эдмундовича из тюрьмы, он пишет жене и сы ну: «Я уж е с головой ушел в свою с тихию ...» . В дневнике и письмах Дзер­ ж ин с ко го открывается и удиви­ тельная его многогранность. Он, т а к много выстрадавший, горячо и страстно любит ж и знь. Толстые тюремные сте­ ны не мешают ему видеть ее красоту. Он слышит, к а к ве­ сенний дождь шу м 1Т по ш я роким листьям каш танов на тюремном дворе; он любуется закатом над рекой, которую видно в окно, ко гд а проветри­ вают камеру. «Я т а к хотел бы познать красоту в природе, в людях, в их творениях, восхищаться ими, совершенствоваться само­ му, потому что красота и доб ро— это две родные сестры. .». Бесконечно нежны строки писем Д зерж инско го , обращен ные к жене и сыну. В н и х— мечты о том, чтобы у сына была душа бо гатая и здоровая, чтобы он был способен к великим и глубоким пережива­ ниям. Он хочет Я св ку счастья, а счастье понимает т а к : «Выть светлым лучом для др у ги х , самому излучать свет— вот высшее счастье для чело­ века, ка ко го он только может достигнуть. Тогда человек не боится на страданий, ни боли, ни го р я ,н а нужды . То гда че­ ловек перестает бояться смер­ ти, хо тя только тогда он на ­ учи тся по-насгоящему любить жизнь» Глубоки размышления Ф. Э. Дзержинского о воспитании детей вообще. Он считает, что любовь, доверие к ребенку, личный пример и тр у д— вот главные «воспитатели» подрастающего человека. Любовь к людям ,«непреклон­ ная вера в людей» звучат в письмах Дзержинского. Она поддерживают его в минуты печали, она дают ему силы переносить страдания, н е 'п о ­ терять человеческого достоин ства. Звучит в них и нена­ висть цо всякой фальши, эгоизму. « ...Я к у т с к и е морозы мне не т а к страшны , к а к холод эгоис­ тических д уш ...»— пишет он. Открывают письма и дневник -и огромную силу воли, выдерж­ к у , цельность характера заме­ чательного большевика. «Я не умею наполовину не­ навидеть или наполозину любить. Я не умею отдать лишь половину души. Я могу отдать всю душу ила не дам ничего». Прочитав эту к н и гу , тебе обязательно захочется стать лучше, выше, сильнее. И, может быть, ее пламенные и добрые строка отодвинут твое горе, уберегут от ошибки, дадут силу отстоять то, в чем ты убежден. Е. РУСАКОВА. Феликс Д зержинский. Дневник к письма. «Молодая гвардия», 1956 г. Тц-аж 150.000 экз. Ц. 3 р. 85 коа. П р иобрет айт е эт и к н и ж н ы е н о в и н к и A . А Е л и с тр а то в а . Б а й р о я . Очерк твор­ чества. Цена 6 р. 75 к . B. 0 . П е р ц о в . М а я к о в с к и й . Ж и знь и творчество после Великой Октябрьской со- циалиетической революции. Цена 12 р. 60 к . Р у с с ки е народные песни о крестьян­ с к и х войнах и восстаниях. Составители. Б. М. Добровольский и А.Д.Сойманов. Ц .12 р.25 к . Порочный стиль руководства Утро. Григорвй Федорович Тимонов— председатель кол­ хоза имени Тельмана—недо­ вольно поглядел на облегав­ шие небо тяжелые осенние т у ­ чи, заторопился к легковой автомашине. Трудовой день его начался. В каждой из четырех бригад он побывал несколько раз. Ко гда устал шофер, тов. Ти ­ монов сам пересел за руль и до вечера наездил еще 100 километров. Он старался в н и к­ н у ть в каж д ую мелочь, не упу с ти ть ничего. И все один. Приедет в бригаду и, заме­ тив какие-либо неполадки, приступает их устранять. А позади его ходит бригадир. ... Во второй бригаде ле­ ж а т в а л ки ,'ещ е не обмолочен­ ного проса. Там па сутся гу си . Григорий Федорович нашел хозяина гу сей и долго отчи­ тывал его. А бригадиру— ни слова. В колхозе плохо идет убор­ ка картоф -ля, не начата ко п ­ ка свеклы , неорганизованно ведется силосование ку кур у зы , не развернута подготовка ж и ­ вотноводческих помещений к зимовке. И председатель ко л ­ хоза с утра и до вечера но­ сится на машине из бригады в бригаду, устраняет всякие, случайно обнаруженные недо­ с та тки . А что же делают бригади­ ры и специалисты? Бригадиры, а та кж е зоотехник тов. Алябь­ ев, агроном тов. Баранова, не ч увствуя направлющей р уки, работают не в полную меру своих сил . , Председатель колхоза хоро­ шо должен видеть, куд а идет хозяйство, к а к повернуть де ­ ло в нужном направлении. В колхозе же имени Тельмава все идет самотеком. Поэтому, колхозника этой артели пока не видит особых прремен в лучшую сторону и неактивно трудятся. Взять хотя бы, к примеру, такой факт. В колхозе хоро­ шие виды на урожай свеклы и картофеля. Только от свек­ лы доход может составить сотни тысяч рублей. Все дело за тем, чтобы во-время и без потерь провести уборку урожая. Однако уборка этих кул ьтур затянулась, потому что ни председатель, ни правление не нашли нужным даже про­ вести бригадные собрания на­ кануне уборки, не посоветова­ лись с колхозниками о том, к а к лучше провести уборочные работы. К о е -ка к и кое-кому из колхозников было доведено до сведения, что за успешную работу на уборке свеклы и картофеля будут применяться поощрительные меры. Но от ко го услышали это колхозни­ ки ? От третьестепенных лиц и в извращенном виде. — К а к с оплатой?— спраши­ вают колхозницы , занятые уборкой картофеля, у предсе­ дателя. ' * ' — Наверное будем выплачи­ вать деньгами, — неуверенно отвечает он. * А ведь колхозная б у х га л т е ­ рия должна была все данные по оплате труда за перевыпол­ нение норм выработки в по­ рядке поощрения представить председателю заблаговремен­ но. Но она этого не сделала. Да и сейчас учет ' убранного картофеля каж дой колхозни­ цей яе ведется. Конечно, день­ ги будут выплачены, но это будет позже и не будет до­ с ти гн у та та цель, ка ка я преду­ сматривается ука занием пар­ тии и правительства о поощри­ тельных мероприятиях. Все это говорит о порочном стиле руководства артельным хозяйством, который ягадяется серьезной причиной отставания с выполнением сельскохозяй­ ственных работ. И. ПЕТРЫКИН. У Ч Е Н И К И П ОМ О ГАЮ Т К О Л Х О З Н И К А М Учащиеся Верхне Ломовец- кой школы в свободное от з а ­ нятий время активно помогают колхозникам просушивать и очищать семена. ” На днях озп за короткое время перелопатили и за куча - ли около 100 центнеров овса. Особенно старательно тр уд я т­ ся ш естиклассники Сергей Руднев, Вера Левищева, Дмит­ рий Панков. Кол хозни ки артели «Верный путь» от всего сердца благо­ дарят учащихся за оказывае­ мую ПОМОЩЬ. С. ВИКТОРОВ. < Семья и школа пет Володе всего тринадцать лет. Он нервно теребит в р у ка х черный ка р ту з ремесленника, то и дело ерзает на стуле, невнятно отвечает на вопросы. Несколько раз его спрашивают, будет ли он продолжать уче­ бу в пятом классе . — Нет, не б у д у ,— упрямо повторяет мальчик. И уж е за дверью снова слы­ ш и тся : — Нет, не буду. На улице его о кружили сверстники, жизнерадостные мальчиш ки села Стрелец. Даже среди них он чувствует себя неловко, скованно, словно в # р в ы е встречается с ними. Что же случилось с Володей? Не надо быть психологом , чтобы с первого взгляда у г а ­ да ть влияние той обстановки, в которой живет Володя. В самом деле, его отчим Мясое­ дов Константин Сергеевич пло- растет Володя хо живет с женой, родной ма­ терью мальчика. Однажды он избил ее до потери сознания. Отчим не всегда дает деньги на содержание ш кольни ка , гр уб в обращении с ним. Володя отбился от семьи. Детом он с утра до поздней ночи работал в кол *о зе . На его счету 80 трудодней. Наступила осень. Все дети пошли в ш кол у, а Володя не­ давно тайком ушел из дома и где-то пропадал целых 10 дней. Известно лишь то, что районное отделение милиции направило его в РОНО, работ­ н и ки которого возмутились, выслушав рассказ Володи о его ж и зн и . Да, случай возмутительный. Конечно, яе будем сбрасывать со счета и романтику детских лет, однако главной причиной, побудившей Володю уйти из дома, являются ненормальные условия в семье. Соседки, судача между со­ бой, охают по мальчику. В школе тоже все вздыхают и сокрушенно разводят руками. По существу, учителя ничего не сделала с целью привле­ чения ребенка в ш колу. Знали ли они о положении в сеяье Мясоедовых? Да. Беседовали с родителями ш кольника не­ сколько раз. И на этом дело кончилось. Родители м ал ьчи ка—честные труж ени ки . Мать всей душой хочет, чтобы ее родной сын вырос человеком. Отчим на хорошем счету среди механи­ заторов Вязовицкой МТС. И ка ково же будет удивление, ко гда они узнаю т, к а к Кон ­ стан тин Сергеевич, бывший воин живет в быту, в своей семье. Заметим, что партийной организации МТС следовало бы чаще заниматься вопроса­ ми быта механизаторов. ■Равнодушие к судьбе Водо. ди, прежде всего, говорит о недостатках воспитательной работы в школе. Ведь школа должна воспитывать не толь­ ко детей, но а оказывать свое влияние на родителей; под­ ска зы ва ть им, чт.бы они ни­ чего не проглядели в жизни ребенка, учить целенаправлен­ ному формированию '.арактера. Ш кола обязана иоставать в известность общественные ор­ ганизации, забить в набат, если родители не желают под­ держивать с ней самую тес­ ную связь. В содержание внешкольной деятельности учительского к о л ­ лектива необходимо включать работу с родителями. Между тем этот важны й учас­ то к запущен не в одной Стре­ лецкой семилетке. Роль роди­ тельских коллективов в ряде школ сведена к тому, что ра­ за три— четыре в год члены комитета соберутся на заседа­ ние, поговорят о текущ их де­ лах и расходятся по домам, вместо живого, товарищеско­ го разговора отцов и матерей с преподавателями. Родитель­ ские собрания нередко прохо­ дят сухо , по-казенному. Случай с Володей на та л ки ­ вает на та кую мысль. Нора все -та ки по-настоящему взять­ ся за привитие детям трудо­ вых навыков. Тогда бы отдель­ ные ребята не думали итти в школу ФЗО, не получив сема- летнее или среднее образова­ ние. В труде у школьников вырабатывается благородное чувство любви к своему кол­ хо зу , чувство уважения к ро­ дительской профессии. У нас не должно быть праздно бол­ тающихся молодых людей, из числа которых многие стано? вятся на скользкий п уть. В заключение еще раз н у ж ­ но спросить: кем же растет Володя? Кем он станет в двад­ ца ть— в двадцать пя ть лет.? Над этим стоит серьезно по* думать. И не медля. Н. Амброжий,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz