Звезда. 1956 г. (ст. Долгоруково Липецкой обл.)
3 З В Е З Д А 30 сентября № 94 (2807) Критика и библиография О ТБ Л ЕС КИ ВЫСОКОЙ Ц УШ И Т от,кто прочтет хоть несколь ко строк из «Дневника и ин еем» Фелпкса Д зержинско го, тот дочитает к н и гу до конца, потому что оторваться от нее невозможно. Облик прекрасно го , сильного, горячего чело века встает со страниц этой к н и ги , где нет ни одной стро ки равнодушной, облик чело века, для которого борьба за идеалы коммунизма была жизнью , сердцем, счастьем. 1 9 0 8 - 1 9 0 9 годы . X п а вильон Варшавской цитадели. Здесь заключены самые опас ные для царизма революцио неры. Толстые стены . Навис ший потолок. Неподвижная тишина и звенящий скрежет кандалов— «Холодное, бездуш ное железо на живом челове ческом теле. Железо, вечно алчущее тепла и ни ко гда не насыщающееся, всегда напо минающее неволю». А по ночам— приглушенный с т у к топора и еле слышное шуршание пилы : сооружают я ж е л я ц у . 1 надпись на сте не: «Сегодня состоится ка зн ь. Прощай, ж и зн ь ! Прощайте то варищи! Да здравствует рево люция!» К то сидит в камере рядом: др уг? А может быть, провока- торРТюрьма киш и т шпионами... Опять приходпл полковник- жандарм , вкрадчивый и скольз ки й , к а к змея. Спрашивал: — Может быть, вы разочаро вались? — Напрасный вопрос! «Сегодня— последний день 190 8 года.Пятый раз я встре чаю в тюрьме Новый го д ..., первый раз— одиннадцать лет .тому назад. В тюрьме я созрел в м у ка х одиночества, в м у ка х тоски по миру и по ж и зн и . И, несмотря на это, в душе ни ко гд а не зарождалось сомне ние в правоте нашего дела... Здесь, в тюрьме, часто бывает тяжело , по временам даже страшно... И, тем не менее, если бы мне предстояло начать ж и зн ь сызнова, я начал бы ее та к , к а к начал II не по долгу, не по обязанности. Эго для меня— органическая необходи мость». Пять лет отстучало время. Пять лет ж и зни профессио нального революционера. И вновь X павильон Варшавской цитадели. II вновь ложа тся на бум а гу стро ки: «Моя способность к труд у за последнее время сильно исчер палась. II не раз возникает у меня мысль о неспособности в будущем ж и ть , быть полез ным. Но я говорю тогда себе: тот, у ко го есть идея и кто жив, не может быть бесполез ным, разве только если сам отречется от своей идеи... А пока теплится ж и зн ь и жива сама идея, я буду землю к о пать, делать самую черную работу, дам все, что смогу». А еще через три года из Москвы, ко гд а Февральская революция освободила Феликса Эдмундовича из тюрьмы, он пишет жене и сы ну: «Я уж е с головой ушел в свою с тихию ...» . В дневнике и письмах Дзер ж ин с ко го открывается и удиви тельная его многогранность. Он, т а к много выстрадавший, горячо и страстно любит ж и знь. Толстые тюремные сте ны не мешают ему видеть ее красоту. Он слышит, к а к ве сенний дождь шу м 1Т по ш я роким листьям каш танов на тюремном дворе; он любуется закатом над рекой, которую видно в окно, ко гд а проветри вают камеру. «Я т а к хотел бы познать красоту в природе, в людях, в их творениях, восхищаться ими, совершенствоваться само му, потому что красота и доб ро— это две родные сестры. .». Бесконечно нежны строки писем Д зерж инско го , обращен ные к жене и сыну. В н и х— мечты о том, чтобы у сына была душа бо гатая и здоровая, чтобы он был способен к великим и глубоким пережива ниям. Он хочет Я св ку счастья, а счастье понимает т а к : «Выть светлым лучом для др у ги х , самому излучать свет— вот высшее счастье для чело века, ка ко го он только может достигнуть. Тогда человек не боится на страданий, ни боли, ни го р я ,н а нужды . То гда че ловек перестает бояться смер ти, хо тя только тогда он на учи тся по-насгоящему любить жизнь» Глубоки размышления Ф. Э. Дзержинского о воспитании детей вообще. Он считает, что любовь, доверие к ребенку, личный пример и тр у д— вот главные «воспитатели» подрастающего человека. Любовь к людям ,«непреклон ная вера в людей» звучат в письмах Дзержинского. Она поддерживают его в минуты печали, она дают ему силы переносить страдания, н е 'п о терять человеческого достоин ства. Звучит в них и нена висть цо всякой фальши, эгоизму. « ...Я к у т с к и е морозы мне не т а к страшны , к а к холод эгоис тических д уш ...»— пишет он. Открывают письма и дневник -и огромную силу воли, выдерж к у , цельность характера заме чательного большевика. «Я не умею наполовину не навидеть или наполозину любить. Я не умею отдать лишь половину души. Я могу отдать всю душу ила не дам ничего». Прочитав эту к н и гу , тебе обязательно захочется стать лучше, выше, сильнее. И, может быть, ее пламенные и добрые строка отодвинут твое горе, уберегут от ошибки, дадут силу отстоять то, в чем ты убежден. Е. РУСАКОВА. Феликс Д зержинский. Дневник к письма. «Молодая гвардия», 1956 г. Тц-аж 150.000 экз. Ц. 3 р. 85 коа. П р иобрет айт е эт и к н и ж н ы е н о в и н к и A . А Е л и с тр а то в а . Б а й р о я . Очерк твор чества. Цена 6 р. 75 к . B. 0 . П е р ц о в . М а я к о в с к и й . Ж и знь и творчество после Великой Октябрьской со- циалиетической революции. Цена 12 р. 60 к . Р у с с ки е народные песни о крестьян с к и х войнах и восстаниях. Составители. Б. М. Добровольский и А.Д.Сойманов. Ц .12 р.25 к . Порочный стиль руководства Утро. Григорвй Федорович Тимонов— председатель кол хоза имени Тельмана—недо вольно поглядел на облегав шие небо тяжелые осенние т у чи, заторопился к легковой автомашине. Трудовой день его начался. В каждой из четырех бригад он побывал несколько раз. Ко гда устал шофер, тов. Ти монов сам пересел за руль и до вечера наездил еще 100 километров. Он старался в н и к н у ть в каж д ую мелочь, не упу с ти ть ничего. И все один. Приедет в бригаду и, заме тив какие-либо неполадки, приступает их устранять. А позади его ходит бригадир. ... Во второй бригаде ле ж а т в а л ки ,'ещ е не обмолочен ного проса. Там па сутся гу си . Григорий Федорович нашел хозяина гу сей и долго отчи тывал его. А бригадиру— ни слова. В колхозе плохо идет убор ка картоф -ля, не начата ко п ка свеклы , неорганизованно ведется силосование ку кур у зы , не развернута подготовка ж и вотноводческих помещений к зимовке. И председатель ко л хоза с утра и до вечера но сится на машине из бригады в бригаду, устраняет всякие, случайно обнаруженные недо с та тки . А что же делают бригади ры и специалисты? Бригадиры, а та кж е зоотехник тов. Алябь ев, агроном тов. Баранова, не ч увствуя направлющей р уки, работают не в полную меру своих сил . , Председатель колхоза хоро шо должен видеть, куд а идет хозяйство, к а к повернуть де ло в нужном направлении. В колхозе же имени Тельмава все идет самотеком. Поэтому, колхозника этой артели пока не видит особых прремен в лучшую сторону и неактивно трудятся. Взять хотя бы, к примеру, такой факт. В колхозе хоро шие виды на урожай свеклы и картофеля. Только от свек лы доход может составить сотни тысяч рублей. Все дело за тем, чтобы во-время и без потерь провести уборку урожая. Однако уборка этих кул ьтур затянулась, потому что ни председатель, ни правление не нашли нужным даже про вести бригадные собрания на кануне уборки, не посоветова лись с колхозниками о том, к а к лучше провести уборочные работы. К о е -ка к и кое-кому из колхозников было доведено до сведения, что за успешную работу на уборке свеклы и картофеля будут применяться поощрительные меры. Но от ко го услышали это колхозни ки ? От третьестепенных лиц и в извращенном виде. — К а к с оплатой?— спраши вают колхозницы , занятые уборкой картофеля, у предсе дателя. ' * ' — Наверное будем выплачи вать деньгами, — неуверенно отвечает он. * А ведь колхозная б у х га л т е рия должна была все данные по оплате труда за перевыпол нение норм выработки в по рядке поощрения представить председателю заблаговремен но. Но она этого не сделала. Да и сейчас учет ' убранного картофеля каж дой колхозни цей яе ведется. Конечно, день ги будут выплачены, но это будет позже и не будет до с ти гн у та та цель, ка ка я преду сматривается ука занием пар тии и правительства о поощри тельных мероприятиях. Все это говорит о порочном стиле руководства артельным хозяйством, который ягадяется серьезной причиной отставания с выполнением сельскохозяй ственных работ. И. ПЕТРЫКИН. У Ч Е Н И К И П ОМ О ГАЮ Т К О Л Х О З Н И К А М Учащиеся Верхне Ломовец- кой школы в свободное от з а нятий время активно помогают колхозникам просушивать и очищать семена. ” На днях озп за короткое время перелопатили и за куча - ли около 100 центнеров овса. Особенно старательно тр уд я т ся ш естиклассники Сергей Руднев, Вера Левищева, Дмит рий Панков. Кол хозни ки артели «Верный путь» от всего сердца благо дарят учащихся за оказывае мую ПОМОЩЬ. С. ВИКТОРОВ. < Семья и школа пет Володе всего тринадцать лет. Он нервно теребит в р у ка х черный ка р ту з ремесленника, то и дело ерзает на стуле, невнятно отвечает на вопросы. Несколько раз его спрашивают, будет ли он продолжать уче бу в пятом классе . — Нет, не б у д у ,— упрямо повторяет мальчик. И уж е за дверью снова слы ш и тся : — Нет, не буду. На улице его о кружили сверстники, жизнерадостные мальчиш ки села Стрелец. Даже среди них он чувствует себя неловко, скованно, словно в # р в ы е встречается с ними. Что же случилось с Володей? Не надо быть психологом , чтобы с первого взгляда у г а да ть влияние той обстановки, в которой живет Володя. В самом деле, его отчим Мясое дов Константин Сергеевич пло- растет Володя хо живет с женой, родной ма терью мальчика. Однажды он избил ее до потери сознания. Отчим не всегда дает деньги на содержание ш кольни ка , гр уб в обращении с ним. Володя отбился от семьи. Детом он с утра до поздней ночи работал в кол *о зе . На его счету 80 трудодней. Наступила осень. Все дети пошли в ш кол у, а Володя не давно тайком ушел из дома и где-то пропадал целых 10 дней. Известно лишь то, что районное отделение милиции направило его в РОНО, работ н и ки которого возмутились, выслушав рассказ Володи о его ж и зн и . Да, случай возмутительный. Конечно, яе будем сбрасывать со счета и романтику детских лет, однако главной причиной, побудившей Володю уйти из дома, являются ненормальные условия в семье. Соседки, судача между со бой, охают по мальчику. В школе тоже все вздыхают и сокрушенно разводят руками. По существу, учителя ничего не сделала с целью привле чения ребенка в ш колу. Знали ли они о положении в сеяье Мясоедовых? Да. Беседовали с родителями ш кольника не сколько раз. И на этом дело кончилось. Родители м ал ьчи ка—честные труж ени ки . Мать всей душой хочет, чтобы ее родной сын вырос человеком. Отчим на хорошем счету среди механи заторов Вязовицкой МТС. И ка ково же будет удивление, ко гда они узнаю т, к а к Кон стан тин Сергеевич, бывший воин живет в быту, в своей семье. Заметим, что партийной организации МТС следовало бы чаще заниматься вопроса ми быта механизаторов. ■Равнодушие к судьбе Водо. ди, прежде всего, говорит о недостатках воспитательной работы в школе. Ведь школа должна воспитывать не толь ко детей, но а оказывать свое влияние на родителей; под ска зы ва ть им, чт.бы они ни чего не проглядели в жизни ребенка, учить целенаправлен ному формированию '.арактера. Ш кола обязана иоставать в известность общественные ор ганизации, забить в набат, если родители не желают под держивать с ней самую тес ную связь. В содержание внешкольной деятельности учительского к о л лектива необходимо включать работу с родителями. Между тем этот важны й учас то к запущен не в одной Стре лецкой семилетке. Роль роди тельских коллективов в ряде школ сведена к тому, что ра за три— четыре в год члены комитета соберутся на заседа ние, поговорят о текущ их де лах и расходятся по домам, вместо живого, товарищеско го разговора отцов и матерей с преподавателями. Родитель ские собрания нередко прохо дят сухо , по-казенному. Случай с Володей на та л ки вает на та кую мысль. Нора все -та ки по-настоящему взять ся за привитие детям трудо вых навыков. Тогда бы отдель ные ребята не думали итти в школу ФЗО, не получив сема- летнее или среднее образова ние. В труде у школьников вырабатывается благородное чувство любви к своему кол хо зу , чувство уважения к ро дительской профессии. У нас не должно быть праздно бол тающихся молодых людей, из числа которых многие стано? вятся на скользкий п уть. В заключение еще раз н у ж но спросить: кем же растет Володя? Кем он станет в двад ца ть— в двадцать пя ть лет.? Над этим стоит серьезно по* думать. И не медля. Н. Амброжий,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz