Золотой ключик (г. Липецк), 2024 г.
…̳тром мы сидели на скамейке. Дактиль - ной азбуки я ещё не знала. Саша предложил простой способ܄ писать на его ла - дони обычными крупными бук - вами. Так мы и «разговаривали». ܤ А ведь в таком лагере как наш, дактильную азбуку должен знать каждый ребёнок… – гово - рил Саша. – Давай придумаем сказку! Вставим в неё дактиль - ные буквы! И он азартно начал܄ ܤ Мальчик Дениска пой - мал кузнечика и зажал в кула - чок… Буква «А», – он сложил мои пальцы так, что стало действи - тельно похоже на кулак. – Да не сильно сжимай! …̥а - жал в кулачок так, чтобы не раздавить нечаянно, но и так, чтобы кузнечик не мог вырваться. Взбе - жал по ступенькам лесенки на крылечко, – он согнул указательный палец и изобразил в воздухе стремительный зигзаг. – Это буква «Б». Попробуй. Меньше, чем через час, весёлая сказка бы - ла готова. И Саша при - нялся обучать дак - тильной азбуке всех детей. Я поняла܄ это выдающееся явле - ние в миро - вой тифлосур - допедагогике, достойное занять место в универси - тетских учебниках. А уже в Москве, на самой первой его лекции, я поняла, что слышу выводы на гра - ни гениальности. Вот он называет достаточно сложное слово. И признаётся, что уже взрос - лым, в разговоре с юным воспитанником сво - его родного детского дома постарался обой - тись без этого слова – не поймёт. Сказал об этом тогдашнему директору – Альвину Вален - тиновичу Апраушеву܄ ܤ Рано ещё! ܤ А когда не рано܌ – спросил его мудрый Апраушев. ܤ И я всё понял. Надо смело вводить в свою речь новую для ребёнка лексику. А по - том… помните, у Марины ̸ветаевой в очерке «Мать и музыка»܄ надо заклясть ребёнка не - понятными словами… Это и пример широчайшей эрудиции. ̥а - чем знать, допустим, поэта Серебряно - го века… И дань уважения, благодар - ности человеку, так много сделав - шему для него и его товарищей по несчастью, – именно в директор - ство Альвина Валентиновича профес - сор Мещеряков работал в ̥агорском детском доме, и оба обратили вни - мание на четверых умных, способ - ных ребят. Апраушев научил каждо - го работать на обычной пишущей машинке ܜ компьютеров-то тогда не было .ܝ В этом фрагменте лекции есть ещё одно прекрасное суворовское качество – умение признавать свою неправоту. Ольга Клековкина Продолжение в следующем номере.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz