Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять. Квинтилиан, римский ритор (учитель красноречия). – Как же всё-таки прекрасно – Говорить доступно, ясно, Популярно, и понятно, И доходчиво, и внятно, Чтобы всё, что ты сказал, Каждый сразу понимал! Помощники Чистоты Речи – Понятность и Правильность. Понятность речи – это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Сами посудите: если читающий или слушающий не понимает каких-то слов, то зачем, спрашивается, их писали или говорили? Может ли русский человек не понимать русских слов? Конечно. Слова делятся на общеупотребительные , понятные всем, и слова ограниченного употре - бления , смысл которых не всем ясен. Это не слова-сорняки, это хорошие слова, но употреблять их на- до только для тех слушателей и читателей, которые их понимают. слова, которые исполь- зуют люди, живущие в ка- кой-либо местности. Калуга: в Твери – боло - то; в Туле – полуостров; в Сибири – рыба; в Архан - гельске – садок для рыбы. слова и выражения, ко- торые употребляют в раз- говорной речи группы лю- дей одной профессии: руль – баранка (у шо- фёров); окно – свободный урок в расписании (у учителей). слова, называю- щие понятия из об- ласти науки или тех- ники: эквивалент, ска - зуемое, гипотенуза, молекула , карбюра - тор, элемент . слова, вышедшие из живого употре- бления, т.к. исчезли предметы, явления, которые они обозна- чали: городовой, бо - ярин, вече, кафтан . Задание 1. Сравните варианты текста «Поднятой целины» М.А. Шолохова. Какие изменения внёс писатель и почему? До правки 1. Меня кубыть ветром несло. 2. Я отощал вовзят, не дойду. 3. Глухо побрякивая привязанным к шее балабоном, бежал жеребёнок. 4. Хозяин охаживал коня руками. После правки 1. Меня словно ветром несло. 2. Я отощал совсем, не дойду. 3. Глухо побрякивая привязанным к шее колокольчиком, бежал жеребёнок. 4. Хозяин гладил коня руками. – Образцы работы со словом дают нам писатели. Они часто обращаются к необщеупотребительным словам как к выразительным средствам. Например, в романе «Тихий Дон» Михаила Шолохова много слов из речи донских казаков. Диалектизмы помогли сделать образы романа живыми, яркими. Но пи- сатель очень хотел, чтобы читателям всё было понятно, и в конце второго тома напечатал «Словарь местных слов и выражений речи», где было 200 диалектизмов! А ещё он тщательно работал над текстом. ПАМЯТКА Если хотите, чтобы ваша речь была понятной, ИСПОЛЬЗУЙТЕ  те слова, значение которых хорошо известно адресату! НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ  слова ограниченной сферы употребления;  старайтесь заменять их общеупотребительными словами! ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ РЕДКИХ СЛОВ,  убедитесь, что слова ограниченного употребления понятны слушателям, или поясните их значение! ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ ВАС ПОНЯЛИ!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz