Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.
То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают вовсе. Гюстав ФЛОБЕР, французский писатель. – Мы же знаем русский язык. Так почему же мы делаем ошибки и неправильно соединяем слова? – Это происходит в том случае, если мы не знаем , что объединённые нами слова 1) противоречат друг другу (как в примере с благодаря ); 2) несовместимы по «знаку», так как одно слово употреблается только в при - ложениикчему-тоотрицательному, адругое–кположительному, например, пле - ядажуликов ( плеяда –группавыдающихсядеятелей, а жулик и... самипонимаете!); 3) не подходят друг другу по стилю : Чичиков подлизывается ( надо – заиски - вает перед) к Манилову, чтобы купить мёртвые души ; 4) несовместимы по традиции , например: играть значение (играть роль, НО иметь значение). Непонимание различий в значении синонимов Синонимы различаются оттенками лек - сических значений, поэтому они выражают разную степень признака, действия ( хоро - ший – превосходный ). Синонимы часто от - носятся в разным стилям, например, глаза (нейтральный стиль) – очи (высокий стиль). Если не учитывать этих свойств синонимов, наверняка можно сделать речевую ошибку! Например: Совершив накладку, ученик ре - шил её стереть и протёр дырку в тетради (вместо накладку надо сказать ошибку ). Вви - ду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито (ввиду отсутствия – офи - циально-деловой стиль, абсолютно неумест - ный в сказке о влюблённом принце ) . Незнание «возраста» слова – смешение лексики разных эпох. Например : На к артине Виктора Васнецова «Три богатыря» на персонажах мы видим кольчуги, брюки, варежки ( надо – латы, рукавицы.) Чтобы не путать эпохи, надо много знать, развивать кругозор! Закончив объяснение, Точность Речи предложила проверить, насколько Коля и Оля усвоили сведения о речевых неточностях, и дала им для тренировки очень интересный, но очень сложный кроссворд. Даже мы с Литературным Языком задумались над заменой некоторых слов. Попробуйте помочь ребятам его решить! Верно выбирайте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений. Рене ДЕКАРТ, французский философ, механик, математик, физик. Неудачное расположение слов во фразе ведёт к двусмысленности, а порой и к бес - смыслице! Например : Газеты сообщили об отъезде гостя из Англии. ( Непонятно: уехал англий - ский гость или гость уехал из Англии . Пра - вильно : Газеты сообщили об отъезде англий - ского гостя ). Неверное толкование значения фразеологизма или изменение его формы ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочета - ния слов. Надо знать их точное значение! В них нельзя менять форму слов, менять сло - ва местами или заменять другими словами, иначе будут ошибки! Например: Чтобы победить, надо рабо - тать на тренировках спустя рукава! (С пу - стя рукава означает плохо , надо употребить засучив рукава ). Он бежал сломя ногу (есть фразеологизм сломя голову , замена слова невозможна). Все меня ругали на чём свет стоял (фразео- логизм – на чём свет стоит включает гла - гол в настоящем времени; замена формы не - возможна!) Неумение точно расположить слова во фразе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz