Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Олег Анатольевич Казанский. Будущие педагоги. – Лев Николаевич Толстой. Гениальный писатель с мировым именем – и одновременно учитель, от- крывший в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Здесь не было домашних заданий, не вызы- вали к доске, первое время не соблюдалось даже расписание уроков. Ребята начинали заниматься, к примеру, арифметикой, затем переходили на ри- сование или чтение. Учитель и ученики станови- лись собеседниками, единомышленниками, друзья- ми. Лев Николаевич писал, что «занятие это было особенно по сердцу, потому что в нём не было той очевидной лжи, которая уже резала глаза в лите- ратурном творчестве». А Антон Павлович Чехов? Врач по образованию, талантливый писатель, он всю жизнь занимался благотворительностью. Собирал средства для по- стройки сельских школ. И даже в последние годы жизни, уже тяжелобольной, бесплатно принимал пациентов и снабжал их лекарствами. Это ли не пример настоящего урока доброты, бескорыстия и мужества? – А в вашей жизни кто стал примером насто- ящего педагога? – Олег Анатольевич Казанский, кандидат педа- гогических наук, проректор, заведующий лабора- торией педагогики Липецкого государственного педагогического университета, а в те годы – ин- ститута. Это был удивительный человек, и я очень благодарна судьбе за то, что училась у него все свои студенческие годы. Олег Анатольевич успевал всё. Читал лекции, вёл городской киноклуб «Восхож- дение», студенческий клуб «Точка зрения», прово- дил семинары и тренинги по педагогике. Умел об- щим делом сплотить студентов совершенно разных факультетов. Представьте: у нас была трёхдневная педагогическая игра. Собиралось несколько сту- денческих групп. Олег Анатольевич давал тему – например, «Вуз глазами первокурсников». Мы обсуждали её, делились мнениями, в спорах рож- дались новые идеи. Мы не замечали, как станови- лись друзьями. И понимали, что игра на самом де- ле явление очень серьёзное и глубокое, это форма обучения. В конце игры каждая группа должна была выступить с докла- дом. Если же случалось, что у нас не появлялось никаких идей, мы делали «доклад о том, как не по- лучился доклад». И по- нимали, где допустили ошибку. Лекции Олег Анато- льевич вёл так интерес- но, что мы ходили к не- му на занятия на других факультетах, едва по- зволяло наше собствен- ное расписание. Преподавате- ли института даже в шутку на- зывали нас казанятами. Помните известный фильм о молодых учителях «Это мы не проходили»? В финальной сце- не молодой историк спраши- вает однокурсницу: «Кто тебя учил педагогике?» А она отве- чает: «Больше всего – моя ма- ма. Знаешь, она меня очень лю- била…» Эту фразу Олег Анато- льевич доказал нам всей своей жизнью. В каждом его деле, в каждом слове звучала любовь к своему делу и уче- никам. Не случайно последняя его книга так и на- зывается – «Педагогика как любовь»… – Елена Анатольевна, а что вы можете сказать о будущих педагогах, нынешних студентах? – Они очень отличаются от учителей вчераш- них и сегодняшних. Конечно, большую роль в этом играет Интернет. С одной стороны, удобно: не на- до ходить в читальный зал и ждать очереди, чтобы прочитать нужную книгу. Не надо писать рефера- ты от руки и даже переписывать расписание заня- тий, ведь его проще сфотографировать на телефон. Казалось бы, сколько времени человек освободил для хороших дел! Однако на деле выяснилось, что таким образом мы приучили себя к лени. Если под рукой всё время находится шпаргалка, можно и па- мять не напрягать. Но наставник, постоянно загля- дывающий в планшет или телефон, никогда не за- воюет у ребят авторитет. Снова вспомним Антона Чехова: России нужен хороший, умный, образо- ванный учитель! Конечно, у нынешних студентов есть и замеча- тельные черты: смелость, раскованность, креатив- ность. Пример тому – ежегодный фестиваль на- шего университета «Страна Педагогия». Будущие учителя выходят в парки и проводят интересные уроки для детворы. И делают это с большой вы- думкой и удовольствием. Видели бы вы, с какой радостью мальчишки и девчонки бегут на уроки «живой» химии и мате- матики, занимаются ру- коделием и даже заряд- кой! И это очень радует нас, наставников. Пото- му что мы видим самое главное – любовь буду- щих учителей к своему делу. То, что во все вре- мена отличало настоя- щего учителя России… Беседовала Софья МИЛЮТИНСКАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz