Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.
В. Маковский. «В сельской школе». Страна Педагогия «…Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, об- разованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие- то особенные условия… без широко- го образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича…» Эти слова Антона Павловича Чехова бы- ли справедливы в конце 19 века, и в веке двадцатом, и сейчас. И будут справедливы ещё много-много лет не только для деревни, но и для каждого города нашей страны. Потому что мальчишкам и девчонкам во все времена нужны хорошие, умные и образованные учителя. А времена-то были разные… Теперь знакомим вас, дорогие читатели, с Еле- ной Анатольевной Егоровой , кандидатом педаго- гических наук, доцентом кафедры психологии, пе- дагогики и специального образования Липецкого государственного педагогического университета имени Петра Семёнова-Тян-Шанского. Про Еле- ну Анатольевну можно сказать: учитель будущих учителей. Очень много сил и времени она уделяет тому, чтобы сегодняшние студенты завтра ста- ли теми наставниками, о которых говорил Ан- тон Чехов. А это нельзя сделать без того, чтобы не знать историю учительства в России. Поэто- му кандидатская диссертация Елены Анатольев- ны посвящена педагогике нашей страны на рубеже 19 и 20 веков. О школьных наставниках прошло- го, настоящего и будущего – сегодняшний разговор. – Елена Анатольевна, начнём, конечно, с про- шлого. Расскажите, пожалуйста, какой была жизнь учителей России в конце 19 – начале 20 века? – Лучше начнём с конца 18 века – времени правления Екатерины Ве- ликой, когда в уездных городах ста- ли открываться малые народные, а в губернских – главные народные училища. Были они, конечно, и на территории нынешней Липецкой области. Одно из таких училищ (ма- лое народное) в 1787 году открыли в Лебедяни по повелению самой Ека- терины. Учились здесь дети купцов и мещан. Размеры жалованья учителей в России в те годы были очень разными. Например, в Воронежском народном училище директор получал 500, учи- тель вторых классов – 275, а учитель французского языка – всего 100 рублей. Между тем, ржаная му- ка стоила 20 копеек за пуд, осетрина – 80 копеек, а мёд – 2 рубля 80 копеек. Получается, даже учи- тель французского языка был относительно обе- спеченным человеком, мог содержать семью и да- же иметь прислугу. Большая разница в зарплате сохранялась очень долгое время. А при правлении царя-реформатора Александра Второго размер жалования стали опре- делять не по предмету, а по количеству часов учеб- ной нагрузки. И, конечно, по тому, о каком учеб- ном заведениишла речь. Например, гимназический учитель чистописания, рисования и черчения за 13 уроков в неделю получал 600 рублей. Эта циф- ра справедлива и для елецкой мужской гимназии, открытой в 1871 году (теперь это – школа №1 име- ни Михаила Пришвина). А в земских школах, где трудилось большинство наставников, размеры зар- платы варьировались от 30-50 до 120-200 рублей. Сохранились очень интересные сведения о годо- вом бюджете учителей Новгородской гу- бернии в конце 19 века. Так, учитель на- чальной школы в месяц тратил 9 рублей 18 копеек на прачечную, ведь в то время не было машин-автоматов. 24 рубля он платил прислуге, 7 рублей 17 копеек от- кладывал на поездки за жалованием, 5 рублей – на посещение церкви. На чай, крупу, суп и молоко уходило 168 рублей 96 копеек. И при этом учителя каждый месяц покупали книги (3 рубля) и газе- ты (9 рублей). Согласитесь, очень гово- рящий факт. Вообще, образ русского пе- дагога – многогранный, удивительный, духовно богатый. – Например…
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz