Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Уроки Толстого Лев Николаевич и Софья Андреевна со своими детьми за чаепитием. Фото 1892 г. Толстой много размышлял о роли педагога. Труд- но не согласиться с мыслью о том, что «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». А «если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Он смог доказать и другое: творческие способ- ности и нравственные возможности детей рас- крываются, когда они оказываются в обстановке непринуждённости, радости. Не следует приду- мывать систему наказаний для детей, а нужно об- ращать внимание на формирование у них чувства ответственности, искренности, доброты. Надо соз- давать условия в школе, при которых у ребёнка не будет желания нарушать порядок. Не имея опыта, Толстой показал себя вдумчивым и внимательным педагогом – любые сложные ситуации он внима- тельно анализировал, наблюдал и старался впредь избегать ошибок. Каждый поступок его ученика рождал поиск, размышление. Наверное, создавая в середине 19 века школу, ве- ликий писатель и не подозревал, сколь великое на- следие он оставил для школы 21 века. Его уникальная педагогика напоминает нам, сколь много значит для школы личность учителя, который во всех смыслах учит ребёнка добру, кра- соте, истине. Его педагогика учит маленького че- ловека искать себя, быть собой, творить себя. По- этому связь «учитель – ученик» всегда остаётся са- мой мощной, которую не разрушить современными техническими хитростями. Елена Анатольевна ЕГОРОВА, кандидат педагогических наук, пресс-секретарь Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского. К ороль решил помочь дочери в вы- боре жениха и всем претенден- там на её руку поведал такую исто- рию: – В детстве у меня было два дру- га, два королевича. Называли мы себя «муравейными братьями», мечтая всех своих подданных сде- лать счастливыми. Однажды, гу- У Льва Николаевича и его жены Софьи Андреевны была большая семья: три дочери и пять сыновей, шестой, Ванечка, умер маленьким. О домашнем воспитании в семье великого русского писателя сделано много исследований учёными- педагогами. А редакция журнала «Литература в школе» в начале нынешнего века провела очень нео- бычную олимпиаду среди ребят, посвящённую Льву Толстому как отцу его детей. В ней приняли уча- стие ученики Людмилы Сергеевны Груздовой , учителя русского языка и литературы неполной сред- ней школы села Кривка Усманского района. Задание было такое. Дочь Толстого Мария Львовна однажды рассказывала: «Вчера вечером папа устал и улёгся на диван. Вдруг говорит: «Расскажу вам сказку» – и начинает: «Жил-был в неком госу- дарстве…» и т.д. Да такую интересную сказку рассказал, что мы все заслушались. – Что ж он рассказывал? – Всего пересказать не могу. Ведь дело в том, как папа рассказывал. Тут было много волшебных приключений. Сущность же та, что красавица принцесса не находила никого, достойного её руки. На- конец являются ещё три жениха. Один из них знатен и богат, он принц, но глуп; другой умён, но не- большого роста и дурён собой; третий – статный молодец, красавец собой и умён, но мужик… тут кто-то помешал, и папа прервал рассказ. Мы его упрашивали продолжать, но тот отказался, гово- ря: «Дальше я ещё не выдумал». Дописать сказку Толстого и предложил журнал «Литература в школе». Вот что получилось у Паши Гопаса , тогда семиклассника. ляя в лесу, встретили мы старца и сказали ему: – Нам предстоит править тремя королевствами. Дай, пожалуйста, совет, как убе- речь их от войн и других не- счастий? Старец дал нам зелёную палочку и сказал:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz