Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Ясная Поляна. Флигель, в котором помещалась школа Л. Н. Толстого в 1859-1862 гг. Фото Ю. Кондратьевой. 2017 г. В Яснополянской школе дети изучали 12 пред- метов: чтение, писание, каллиграфию, священную историю, русскую историю, рисование, черчение, пение, математику, естественные науки, Закон Бо- жий, грамматику. Уроки начинались в 9 часов утра и с перерывами продолжались до 6 вечера. Первое время расписа- ние уроков не соблюдалось – начинали с арифме- тики, переходили на историю или географию. Толь- ко потом Толстой пришёл к мысли чётко соблюдать время урока. Школа была весьма необычной, при такой организации научить чему-то всерьёз было сложно. Толстой признавался в статьях, что по- рой сам чётко не представлял, чему нужно ребён- ка учить – каково должно быть содержание обу- чения по истории, например, или географии. Но он очень внимательно анализировал роль, смысл каждого предмета в школе. Рассуждая, например, о тогдашнем преподавании географии, он откро- венно использовал известные аргументы Митро- фанушки. «К развитию моих духовных сил самое живописное описание Барселоны <…> не могло со- действовать». Его очень огорчало, как сотни мето- дистов бьются над тем, «как бы заставить детей за- помнить слова; самая простая мысль, что совсем не нужно этой географии, не нужно знать эти слова, никак никому не приходит в голову». «Возбудить интерес, знать, <…> как жило человечество, инте- рес к уразумению законов явлений природы – это другое дело». В этом Толстой видел смысл обуче- ния географии. ми людьми своего долга перед народом. К тому же школа для него стала своего рода отдушиной от «блеска» литературной жизни, которую успел вку- сить начинающий писатель. Работу в школе Толстой считал одним из важ- ных дел в жизни. В течение 1859-1862 годов он за- нимался устройством школ в Ясной Поляне, со- ставлял учебники. В 1903 году биограф Толстого Бирюков спросил Льва Николаевича: «Какое самое сильное увлечение испытал он в своей жизни?». На вопрос Бирюкова он ответил: «Самый светлый пе- риод моей жизни дала мне любовь к детям, людям. Это было чудное время». Школа для Толстого была источником посто- янных исканий. Он не умел делать ничего легко. «Вступая на новое для ме- ня поприще, мне становит- ся страшно и за себя, и за те мысли, которые годами выра- батывались во мне и которые я считаю за истинные». «Вы знаете, что такое была для ме- ня школа, с тех пор, как я от- крыл её. Это была моя жизнь, моя церковь, у которой я спа- сался и спасся от всех тре- вог, сомнений и искушений жизни». Первый учебный год про- шёл весьма успешно, о чём Толстой сообщал в одном из писем. В 1860 году он вновь отправился за границу, где уже более подробно изучал постановку вопросов народ- ного образования. Вернув- шись в свою школу, Лев Николаевич более тща- тельно стал готовиться к урокам. Весной 1861 года Толстой решил официально оформить существование Яснополянской школы. «Подал прошение о школе. Я – приходский учи- тель». Далее Толстой был утверждён мировым по- средником, побуждал крестьян отдавать детей в школу. Толстой лично приглашал учителей, часто из числа студентов. «Полуобразованный студент 2-3 курса, не негодяй, вот всё, что я желаю. Я знаю, что из 10 выйдет два дельных, но для этого начать с 10». И далее он писал: «…у меня 11 студентов и все отличные учителя». Когда в 1859 году Толстой оповестил жителей деревни Ясная Поляна о желании открыть шко- лу, пришлось преодолевать сопротивление роди- телей. Но своим простым и добрым отношением граф сумел их убедить в необходимости обучения крестьянских детей. Число учащихся быстро вы- росло от 20-ти до 70-ти. И этот период своей жизни (1859-1862) Толстой назовёт «временем трёхлетне- го страстного увлечения…педагогическим делом». Учебные книги, написанные Л. Толстым (издания 1874 г. и 1886 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz