Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.
        
 Уроки Толстого Счёты яснополянской школы, журнал «Ясная Поляна», приложение к журналу «Ясная Поляна» с детскими сочинениями и рисунок ученика школы Л. Толстого. 9 сентября – день рождения Льва Толстого. П очти 160 лет назад Лев Толстой решил по- учить грамоте крестьянских детей. И из этой несложной задачи выросла уникальная педа- гогика. Как только в мире появились первые школы, а это случилось примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, непременным спутником обучения стали строгая дисциплина, принуждение, а то и телесные наказания. Учитель с розгами, к сожале- нию, стал приметой образовательного процесса и в восточной, и в западной культурах. И толь- ко в 18 веке выдающийся французский философ и теоретик педагогики Жан- Жак Руссо произвёл настоящую рево- люцию в педагогическом сознании, ког- да написал о том, что ребёнок являет- ся совершенным творением природы, и воспитание только тогда правильно, когда оно строится по природе ребёнка, когда оно свободно, ничем не ограничивает его развитие. Жан-Жак Руссо стал кумиром юности Льва Тол- стого. Будущий гений русской литературы прочёл в подлиннике все 20 томов сочинений философа, издававшихся в России. До пятнадцати лет носил на груди медальон с его изображением, и герои тол- стовских произведений зачитывались сентимен- тальными романами Руссо. Прочитав о свободе в педагогике, Толстой полностью принял эту идею и развил мысль о том, что воспитание неприемлемо, оно насильственно, если стремится сделать одного человека подобием другого. Более того, он решил открыть школу, которая бы соответствовала сложившимся у него представ- лениям о совершенном образовании. Но прежде он отправился в Европу, чтобы увидеть западное образование. И счёл его таким же несовершен- ным, что укрепило же- лание открыть что-то своё. Так в 1848 году Осенью 1859 года, спустя 10 лет после первой по- пытки обучать детей, Лев Николаевич вновь при- ступил к школьным занятиям. Об этом у Льва Ни- колаевича есть записи: «Занятие это было для ме- ня особенно по сердцу, потому что в нём не было той очевидной лжи, которая уже резала мне глаза в деятельности литературного учительства». Про- светительскую деятельность среди крестьян Тол- стой рассматривал как выполнение образованны- в Ясной Поляне появилось учебное заведение для крестьянских детей. Оно было столь не похоже на традиционные школы, столь противоречило всем правилам обучения, что даже передовые педагоги смущались: «А возможно ли так?» Ведь учить же нужно при помощи принуждения и розги. В эту школу дети сбегались с утра. Если везде уче- ники страшились: «А вдруг вызовут?», то здесь уроков на дом не задают, вооб- ще не вызывают к доске. Учитель, войдя в класс, может застать кучу-малу, кото- рая постепенно распадается. Ребята рас- ходятся, начинают слушать учителя, об- ступают его толпой. На уроке пишут рас- сказы по пословицам, и учитель пишет вместе с ними. Потом все проверяют написанное, выбирают лучшее. Раз в неделю ученик, незадолго до конца урока, может схватить шапку и убежать домой. Учитель не сердится, он знает, что ребёнок раз в неделю имеет право сбежать с урока. Потом он снова придёт, потому что ему в школе хорошо. Ибо учитель считает, что дети – те же взрослые, у них те же потребности, они сами хотят учиться.
        
         Made with FlippingBook 
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz