Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Рисунок на обложке Юли Маринушкиной, 6 лет. О лег Анатольевич Казанский, про- фессор, проректор по научной ра- боте Липецкого государственного пе- дагогического университета, написал несколько книг о том, как можно в совре- менной школе учить любить. Любить в другом ученика и учителя. Любить в себе учителя и ученика. Труды эти – для взрослых. Но в последней его книге – под названием «Педагогика как любовь» – мы нашли главку, которая обращена и к вам, дорогие ребята. …Надо учить человека быть счаст- ливым с раннего детства, с того само- го первого дня рождения, когда он уже способен отвечать за себя. И тогда дол- жен появиться тот, кого он уже в состо- янии сделать счастливым. (Я понимаю, что это очень трудно сделать самому, по- тому что ребёнок еще безответственен, но помочь-то ему можно! И должно! И тогда он будет потихоньку прозревать и окидывать взором не только то, что на- ходится около своего носа, но и дальше – то, что происходит рядом. И ещё дальше.) И расширяет- ся пространство его личности, а значит, расши- ряется пространство ответственности… Я спрашивал своих школьников и студентов, кто помнит, когда день рождения мамы. Оказа- лось, что помнят все. А это уже приятно. И тогда я спрашивал ещё: «Кто из вас в день своего рож- дения дарит маме букет цветов?» – В мамин? – Нет, в свой. Одна рука, другая… И, как правило, всё. А остальные? – Разве вас не учили это делать – праздновать свой день рождения и как день рожде- ния мамы? Она носи- ла тебя, рожала в муках, а ты крик- нул и… А как разрезать торт? Тот самый, без которого мы не обходимся в празд- ники? Известно, что культура – не нако- пление, а распреде- ление. Так и давайте. – Первый кусок – маме (или папе, как это принято в данной се- мье), второй – папе, а третий… А вот тре- тий (если бабушки с дедушкой нет и се- стры тоже нет) – те- бе. Понимаешь, тре- тий. Он может быть больше и «с розоч- кой», но третий. Это твоя очередь, твоё место. Оно ни пло- хое, ни хорошее, оно – твоё. А вот когда у тебя будет день рож- дения, то первый ку- сок… маме – а тебе опять третий. Ну так получается. А хочешь первый кусок? Купи себе торт, спрячься в шкаф (или за шкаф) и трескай – один. Не хочешь так? Ко- нечно, нет. Потому что стыдно быть несчастливым. Счастье – это когда все друг другу нужны, потому что тогда мы вместе. И учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть. По ним надо идти. О них мы уже говорили – зависимость, независимость, взаимозависимость. А можно быть счастливым на уроке? Конеч- но. Ведь урок – это твоя жизнь (жизнь учителя и жизнь ученика), и она единственная. И прожить её надо совместно, то есть вместе. z В предисловии к этой книге Олег Анатолье- вич написал: «…Вдруг (а это всегда вдруг, хотя всю жизнь и готовишься) я стал терять своих друзей – од- ного, другого, третьего... – их путь земной за- кончился. И понял я, что меня становится всё меньше и меньше. И чтобы продержаться ещё чуть-чуть на этой земле, мне необходима лю- бовь. А она у меня есть! Я понял, вернее, по- чувствовал, что я нужен, я необходим другим. Без меня будет плохо. И я должен! Обязан им что-то сказать, сделать – состояться. И тогда я подумал об этой книге – может быть, она даст возможность чуть-чуть задержаться с ними. Это и заставило меня вперемежку с суетой сесть и написать тем, кто ушёл, и то- му, кого я люблю…» После написания этой книги Олег Ана- тольевич Казанский ушёл из жизни. В пя- тидесятилетнем возрасте. Случилось это двадцать лет назад… Учитель учителей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz