Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.
за чаем» – настоящий гимн употреблению чая! Пышная, белокожая купчиха наслаждается ча- шечкой крепкого чая на террасе своего дома – и мир словно замер вокруг неё. Ластится кошка, поражает аппетитностью роскошный натюрморт с арбузом на её столе, гордо вздымаются шпили церковных колоколен позади монументальной фигуры купчихи. И даже не верится, что это про- изведение было создано художником в тяжёлый, голодный 1918 год… Замечателен и кустодиев- ский «Московский трактир», в котором пьют чай сразу семь ямщиков! Дачные чаепития прекрасно запечатлены в творениях К. Коровина «За чайным столом» и «В саду» Л. Попова . Тонкое единство человека и природы в этих произведениях рождают чув- ство редкой благости, умиротворения и, конеч- но, напоминают нам о том, что чай – это также дар природы. От уютных дачных чаепитий переходим в… банкетный зал. Таков «Юбилейный обед» И. Ре- пина . Сквозь большую белоснежную банкетную залу, словно поезд, «мчится» длинный стол. При- сутствующие в торжественной и строгой одежде чествуют юбиляра, наполняя зал нежным пере- звоном бокалов. А вот совсем другой обед на картине «Дети» художницы и удивительной мамы Зинаиды Се- ребряковой . Мы видим её детей, с радостью от- влёкшихся от супа и булочек. Сколько любви и нежности в каждой детали этого произведения. И, конечно, доброй материнской заботы – Сере- брякова написала здесь и себя: это её руки ста- рательно разливают обед по детским тарелкам. В 20 веке изображение съестного вновь стано- вится поводом для создания картин. Так, живо- писец В. Стожаров с упоением пишет деревен- ские произведения «Чай с калачами» и «Натюр- морт с квашнёй». Художник П. Кончаловский создаёт одно из самых главных своих произведений – портрет писателя А. К. Толстого. Но какое же отноше- ние к нашей теме имеет портрет? Взгляните на него внимательнее, и вы поймёте, что изображе- ние сытного стола здесь не менее важно, чем сам портрет писателя. Ведь именно стол вдохнов- ляет Толстого на чудесные описания боярских пиршеств, которые присутствуют в его произ- ведениях. Кажется, что прямо сейчас в его голо- ве рождается самый красивый и «вкусный» эпи- зод романа «Князь Серебряный»: «...Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и воз- вратились с тремя сотнями жареных павлинов, у которых распущенные хвосты качались над каж- дым блюдом в виде опахала. За павлинами сле- довали кулебяки, курники, пироги с мясом и сы- ром, блины всех возможных сортов, кривые пи- рожки и оладьи...». Действительно, обед силён и для вдохновения просто необходим! З. Серебрякова. «Дети». П. Кончаловский. «Портрет А. Толстого». В. Стожаров. «Чай с калачами». Л. Попов. «В саду». И. Репин. «Юбилейный обед». Скажи, скажи, художник!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz