Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

ника, потому и здесь мы видим нехитрую сцен- ку из жизни крестьян: собравшись за большим столом, семейство обедает, черпая похлёбку из общей глубокой пиалы, рядом с которой лежит круглая буханка тёмного хлеба. Конечно, автора больше волновало само изображение крестьян, а их трапеза стала только поводом... Исключением из строгих академических пра- вил стало искусство замечательного русского ху- дожника И. Хруцкого . Вопреки общепринятым взглядам, он стал истинным и единственным ма- стером «съедобного» натюрморта! И даже удосто- ился за это высокого звания академика живописи. Проникшись голландской традицией изображения плодов, цветов, битой дичи, Хруцкий решает изме- нить положение этого жанра на родине. Поначалу строгая художественная общественность даже не хотела видеть имени Ивана Хруцкого на выстав- ках. Работы художника, представлявшие удиви- тельные по красоте овощи, фрукты и цветы, не- щадно выдворялись из выставочных залов. Хоть произведения этогомастера и были не по душе ака- демической профессуре, не понравиться обычным людям его натюрморты просто не могли. Хруцко- му заказывали картины для украшения интерье- ров домов, подарков родным. Ведь в доме всегда милее натюрморт с цветами и яблоками, нежели глубокомысленный мифологический сюжет. По- пулярность Ивана Хруцкого неуклон- но росла, и колле- ги наконец стали к нему так же благо- склонны, как и зри- тели. Еда становится и темой для мно- гих острых юмори- стических картин- сценок художника П. Федотова . Одним из самых ярких его произ- ведений можно назвать «Завтрак аристократа». Художник предлагает нам посмеяться над мо- лодым дворянином, так неразумно тратящим и своё состояние, и, пожалуй, саму жизнь. Обернув- шись на стук в дверь, одетый в роскошный шёл- ковый халат и шаровары юноша стыдливо при- крывает книгой… кусок обычного ржаного хле- ба! Хотя здесь же, на стуле, аккуратно разложены программки дорогого ресторана, на одной из ко- торых крупными буквами читаем: «Устрицы». Таким образом наш герой старается произве- сти впечатление на своего визитёра, которого на самом-то деле он принимает на пустой желудок! Фольклорностью, обрядовостью дышит произ- ведение «Смотрины невесты». Центром картины становится изображение пышно накрытого сто- ла, за которым и происходит самое главное: сто- ящую по другую его сторону девушку представ- ляют сватам. Считалось, что чем лучше сваты бу- дут накормлены, тем быстрее состоится семейная жизнь невесты. Как особый жанр хочется рассматривать про- изведения русских художников на чайную тему. Что и говорить, этот чужеземный напиток в на- шей стране прижился настолько хорошо, что стал частью русской культуры, нашей доброй привыч- кой. Чай согревает не только тело, но и душу. И пьют его в России в любое время дня, года и в любом месте. Так, «Утренний чай» В. Маковско- го рассказывает нам о пожилой городской чете, начинающей свой день с чтения вслух и крепко- го чая. А произведение Б. Кустодиева «Купчиха Б. К устодиев. «Купчиха за чаем». В. Маковский. «Утренний чай». К. Коровин. «За чайным столом». Б. Кустодиев. «Московский трактир».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz