Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

полнить ещё одну картину, где она бы наливала из этого бака воду в ведро – дескать, пусть оста- нется для потомков художественное «руковод- ство» по его использованию. Так родилось про- изведение «Женщина, наливающая воду из ба- ка». Шарден постоянно запечатлевал своих слуг: вот молодая девушка моет в бочке сковороду с длинной-предлинной ручкой, а всё та же Мари Анна изображена чистящей брюкву или вернув- шейся с покупками с рынка. Все эти сценки при- влекают своей непосредственностью, в них нет и тени грусти. Да, работа ку- харки и прислуги нелегка, но как замечательно, когда господин художник делает её предметом высокого ис- кусства. Помимо жанровых сцен, Шарден пишет огромное количество самых разно- образных натюрмортов. Предметы, изображаемые художником, никогда не бы- вают чересчур роскошны- ми и кра- сивыми , а их рас- положение кажется и вовсе случайным. Будто ненарочно в «Натюрморте с флягой маслин» в поле зрения художника ока- зался грубо сколоченный, мас- сивный деревянный стол, на ко- тором расположились пышный круглый хлеб, тарелка с сочны- ми грушами, изящная сахарни- ца и бутыль с консервирован- ными маслинами. А посмотри- те на «Кухонный натюрморт» – ведь это просто запечатлён- ный Шарденом уголок кухни: кувшин, лохань, рыба, пара яиц и кусок свеже- го мяса. В этих произведениях нет ни жеманной игры, ни театрализации, но есть необыкновенное тепло самой жизни, тепло, исходящее от домаш- него очага и доброй, заботливой семьи. Все предметы, изображаемые художником на холсте, словно оживают и даже «разговарива- ют» друг с другом. «Взгляните, – будто гордели- во говорит большая медная кастрюля – герои- ня картины «Кухонный стол», – как блестят мои начищенные бока!» И кажется, что стоящие ря- дом изящная ступка и белый кувшин действи- тельно с восхищением «смотрят» на свою пуза- тую соседку! А взглянув на «Стол дворецкого», вы обязательно станете свидетелем изысканно- го «диалога», в котором пребывают аристокра- ты соусники, прекрасная фарфоровая сахарница и маленький столик (у него даже ящичек, словно рот, приоткрыт!). Слава о «кухонном» романтике живописце Жа- не Шардене быстро разнеслась по Европе. Мно- гочисленные заказчики стреми- лись в его мастерскую, чтобы пополнить свои домашние кол- лекции очередным замечатель- ным произведением. А художник всё творил и творил, удивляя пу- блику неистощимостью своей фантазии и редким умением ви- деть необычное, казалось бы, в самом обыкновенном. Прошли столетия, а искусство Шардена видится таким же близ- ким сердцу, побуждающим раз- мышлять и любоваться самым ценным, что у нас есть, – жизнью, часть которой, безусловно, каж- дый из нас проводит на кухне. «Натюрморт с кружкой и стеклянным стаканом», 1760 г. «Стол дворецкого», 1763 г. «Медный бак», 1733 г. «Серебряный кубок», 1730 г. Скажи, скажи, художник!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz