Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Шардена передавать увиденное с боль- шой тонкостью и достоверностью. Однако всё сво- бодное время Жан Батист посвящал живописанию ку- хонных забот, ко- торые по-прежнему являлись час тью жизни его любимой матери. На кухне всё могло стать пред- метом творческо- го вдохновения: и оловянные тазы, и разделан- ная рыба, и торжественный процесс сервировки блюд. Ему была по душе именно та особая атмос- фера, что царила здесь, – не парадная, а уютная и искренняя, проникнутая домаш- ним теплом и заботой. Первой картиной Шардена стал «Скат». Полотно представ- ляло кухонный стол, буквально ломящийся от изобилия даров моря. Главным среди них была подвешенная на крюк ромбо- образная туша морского ската. Автор внимательно и точно пе- редал блестящую поверхность шкурки ската и рыбьей чешуи, игру световых бли- ков на глиняном кувшине, мягкость складок от- брошенной со стола скатерти и основательность каменной кладки кухонной стены. «Изюминкой» этого натюрморта стала забавная кошка, которую привлёк запах рыбы, но сильно напугал облик не- ведомого ей морского ската. ЗатемШарден написал произведение «Буфет»: оно изображало сценку на кухне, в которой ры- жий сеттер заинтересовался зрелищем стоящей на столе большой серебряной этажерки с фрук- тами. Молодому живописцу захотелось показать созданные им картины людям, и, недолго думая, Шарден отправился на парижскую площадь До- фина, где обычно устраивались художественные выставки. Коллеги по цеху, предлагавшие здесь местной знати свои картины на модные в то вре- мя сюжеты из античной мифо- логии, с иронией поглядывали на кухонную романтику Жана Шардена. Но каково же было их удивление, когда народ плотной стеной окружил натюрморты с кухонной утварью. Импровизи- рованная выставка в одночасье решила дальнейшую жизнь Жа- на Батиста Шардена. Его произ- ведения купили за очень хоро- шие деньги, а самого художника избрали членом Королевской академии искусств как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Теперь у него были собствен- ный дом и соб- с тв енные слу - ги, однако най- т и Ш а р д е н а п о - п р е ж н е м у м о ж н о б ы л о только на кухне! Поначалу пова- ров и служанок сильно смущало присутствие их господина с ки- стями и мольбер- том среди чанов с яствами и грязной посуды, но вскоре они привык- ли и даже сами начали придумывать сюжеты для очередного творения хозяина. Например, увидев замечательный «портрет» сияющей начищенны- ми боками медной цистерны для воды, служан- ка Мари Анна Шено предложила Шардену вы- «Кухарка, чистящая брюкву», 1738 г. «Возвращение с рынка». «Натюрморт с флягой маслин», 1760 г. «Кухонный натюрморт», 1733–1734 гг. «Кухонный стол», 1755 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz