Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.
Ч то такое кухня? Это место в доме, от- ведённое для приготовле- ния пищи и наполненное различными предметами и приспособлениями, помо- гающими хозяйке варить, жарить и печь. Простран- ство кухни – зрелище, как правило, весьма обык- новенное: полки с крупами и приправами, много- численные ложки, вилки, тарелки, кастрюли, по- ловники... Однако появись здесь умелая хозяйка, и все эти привычные предметы вдруг станут чу- десными, а обычная кухня обязатель- но превратится в волшебную лабора- торию, где рождаются самые неожи- данные и, бесспорно, вкусные идеи. Именно такой образ кухни в ис- кусстве живописи создал француз- ский художник 18-го века Жан Ба- тист Шарден . Он написал свыше тысячи картин, подробно и увлека- тельно поведав о буднях служанок и кухарок, о той необыкновенной кра- соте, которой могут обладать самые простые на вид вещи, и, конечно, о самом процессе приготовления пи- щи. Откуда же берёт начало такая любовь художника к кухонной те- ме? Как и многое в нас – из детства. Жан Батист Симеон Шарден ро- дился в 1699 году. Семья Шарден была самой обыкновенной, живущей в скромном парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре (ныне этот район один из самых фешенебельных) и зарабатывав- шей на жизнь тяжёлым трудом. Глава семейства был резчиком-крас- нодеревщиком, ма- дам Шарден – по- дённой работницей. К удивлению отца, маленький Жан со- вершенно не инте- ресовался столяр- ной мастерской и с большей охотой от- правлялся «рабо- тать» вместе с ма- мой на кухню и в прачечную. Здесь можно было подол- гу любоваться приглушённым бле- ском кастрюль и медных лоханей или выдувать из длинной трубки огромные мыльные пузыри, при- стально наблюдая их хрупкую и не- долгую жизнь. А приготовление различных блюд? Оно казалось мальчику то ли священнодействи- ем, то ли каким-то ловким фокусом: шутка ли, из горсти муки, дрожжей и масла приготовить румяный, мяг- чайший бриошь! Как-то раз Жан Батист зарисовал свои впечатления на листе бумаги, и этот рисунок случайно попал на гла- за мадам Шарден. Растроганная явными способ- ностями сына, она убедила мужа отдать мальчика подмастерьем к художнику Пьеру Каза. Доволь- но скоро мастер Пьер увидел в своём новом по- мощнике даровитого живописца и рекомендовал его в мастерскую известного париж- ского скульптора и художника-пор- третиста Ноэля- Никола Куапеля. Юный Жан Шар- ден принимал уча- стие в создании портретов – Куа- пель доверял ему писать различные детали костюмов, предметы, высоко ценя способность «Скат», 1728 г. «Буфет», 1728 г. «Женщина, наливающая воду из бака», 1733 г. «Судомойка», 1738 г. Скажи, скажи, художник!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz