Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

ными «окнами» то в мир изысканных кушаний венценосных особ, то в уютную столовую домо- витых бюргеров. Каждый натюрморт Класа ста- новился не только подробным рассказом о со- словной принадлежности его невидимых хозяев, но даже об их характерах, темпераменте. Посмо- трим на «Натюрморт с тортом» и сразу заметим, что внезапно исчезнувшая компания едоков бы- ла на редкость весёлой, эмоциональной: нежней- ший торт торопливо разрушен ложкой, с лимо- на не успели счистить кожуру, соль рассыпана, накренившееся блюдо с фруктами грозится упасть со стола, нарезанный хлеб так и остался лежать на старательно отглажен- ной шёлковой скатерти… Глядя на это произведе- ние, невольно начинаешь размышлять, кем были за- втракавшие и куда они так спешили. Быть может, на весёлый приём или же их звал на охоту протяжный звук рожка? Спрос на натюрмор- ты Питера Класа рос, и справляться в одиночку художнику уже не удава- лось. Он стал брать уче- ников, чтобы выполнять больше заказов и заодно передавать своё мастер- ство другим художникам. Одним из самых любимых учеников Класа был Виллем Хеда. Хеда также создавал натюрморты- «завтраки», наделяя их необыкновенной драма- тургией и смыслом. Но если его учителю по душе было изображение безупречно отглаженных ска- тертей и мерцания прозрачной стеклянной посу- ды, то признаком искусства Хеды становятся по- рывисто скомканные салфетки и начищенные до блеска утончённо-изысканные серебряные и по- золоченные кубки, кувшины и чайнички. Взгля- ните на «Натюрморт с позолоченным кубком». Время шло, мода менялась, но «завтраки» в художественном мире Голландии оставались по-прежнему востребованы. Однако зритель уже хотел в них видеть нечто экзотическое, не- типичное для Голландии. Это удалось сделать другому мастеру натюрмортов – Виллему Каль- фу, в чём ему, безусловно, помогла… Голланд- ская Ост-Индская компания, снаряжавшая тор- говые корабли на Дальний Восток! Каким об- разом, спросите вы, это могло отразиться на «завтраках»? Самым непосредственным: в гол- ландских лавках появились китайский фарфор и шёлк, которые художник охотно использует при составлении натюрморта. Он приобретает изумительный восточный колорит, непохожий на такой привычный неповоротливый бюргер- ский быт. Кроме того, голландские колонии на мысе Доброй Надежды, в Индонезии, Сурина- ме, на Антильских островах и по всей терри- тории Азии обогащали страну ковровыми ска- тертями, серебряными кубками, перламутром, которые также находят художественное вопло- щение в произведениях Виллема Кальфа. Во- преки искусству Класа и Хеды, пронизанному светлыми, прозрачными кра- сками, Кальф использует бо- лее тёмные, тяжёлые цвета – ведь массивная китайская супница будет эффектнее вы- глядеть стоящей на плотном цветном восточном ковре, нежели на лёгкой шёлковой салфетке. Однако, вслед за своими старшими коллега- ми-современниками, Кальф нередко «ставит» в свои на- тюрморты и типичный для Голландии стеклянный бокал с массивной ножкой, чтобы подчеркнуть, что «завтрака- ющие» всё же граждане Гол- ландии. Вот так, благодаря склон- ности голландцев к гурман- ству и одной замечательной фантазии, случившейся в ма- стерской художника Питера Класа, на свет появился необычный жанр на- тюрморта, который по-прежнему приковыва- ет наши взгляды и всё так же возбуждает аппе- тит. Удивительные картины всех трёх художни- ков, о которых мы рассказали, можно увидеть в Государственном музее изобразительных ис- кусств им. А. С. Пушкина в Москве и Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В. Кальф. Натюрморт с китайской супницей. В. Хеда. Натюрморт с позолоченным кубком.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz