Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.
Н и в одной стране мира картины с изобра- жением съестного не создавались с таким трепетом и не ценились столь высоко, как в Гол- ландии 17 века. Разнообразными натюрморта- ми, изображавшими фруктово-овощное изоби- лие, свежий рыбный улов, только выпеченный хлеб или же аппетитные охотничьи трофеи, бы- ло принято украшать столовые комнаты в домах, замках и дворцах. Такие картины помогали воз- будить аппетит, провести время за интересной беседой, которую, как правило, начинал хозяин дома, желая скрасить ожидание гостями готовя- щегося на кухне обеда или ужина. Голландцы 17 столетия были убеждёнными до- моседами, большими гурманами и не меньши- ми ценителями искусства живописи. Три этих качества прекрасным образом претворялись в «съедобных» картинах, которые были настолько популярны в тогдашней Голландии, что в стра- не трудились целые художественные цехи, тво- рившие для горожан натюрморты на любой вкус. Так, одни мастера живописали плоды и цветы, другие специализировались на изображении све- жепойманной дичи или рыбы, а третьи создава- ли изысканные натюрморты-симфонии, посвя- щённые принятию пищи в определённое время. Первым, кто придумал не просто переносить на холст внешний вид различных яств, а разы- грывать с участием продуктов маленькие, но са- мые настоящие спектакли, был голландский ху- дожник Питер Клас . А произошло это вот как. Как-то утром в мастерской художника по- явился купец, торговавший в городе Харлеме ры- бой. Он оставил заказ – исполнить для его торго- вого представительства изображение огромной сельди, которое стало бы украшением входа в рыбную фирму. Купец был добродушным толстя- ком и сразу понравился Класу. Потому живописец немедленно принялся создавать «портрет» сель- ди. Но писать одну-единственную рыбину ему бы- стро наскучило, и он начал фантазировать: «А что же на завтрак любит есть этот толстяк купец? Ко- нечно, свою любимую селёдку, аккуратно порезав которую он не забывает о куске свежего, хрустя- щего хлеба и добром стакане пива…» Размечтав- шись, художник не заметил, как на его холсте ро- дился замечательный натюрморт, где всё это бы- ло так живо изображено, что казалось, пройдёт мгновение – и за столом появится сам участник завтрака – купец. Клас поблагодарил свою фанта- зию, однако, отставив натюрморт в сторону, про- должил создавать эмблему для рыбного предста- вительства. Наконец за своим заказом пожаловал тот самый купец. Заметив стоявший у стены тон- ко исполненный натюрморт с сельдью, хлебом и бокалом пива, купец начал упрашивать Питера Класа продать ему это произведение вдобавок к заказу, суля художнику немалые деньги. Клас согласился, и два изображения сельди его кисти украсили в тот день сразу два здания в Харлеме – представительство рыбной фирмы и столовую богатого купеческого особняка. Вскоре художник Питер Клас стал мастером «завтраков». Его картины казались удивитель- П. Клас. Натюрморт с тортом. П. Клас. Натюрморт с кружкой. П. Клас. Завтрак с ветчиной. Скажи, скажи, художник!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz