Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.
жизни художника до наших дней дошло лишь пол- тора десятка картин. Одним из самых известных творений худож- ника считается аллегорический цикл «Времена года». Мы уверены, что тот или иной сезон ху- дожественно может выразить только пейзаж- ный жанр, но Арчимбольдо создаёт натюрморт- портрет. Взгляните на «Лето» и вы увидите всё, чем это время года богато: яблоки, груши, оре- хи и даже огурец, а ещё спелые ягоды и пшенич- ные колосья. И всё это, собранное так искусно вместе, превращается в настоящий человеческий портрет! А вот «Осень» в виде старичка с носом- картофелиной и ушами-грибами. Смотрите, как тонко написана художником каждая деталь: даже хочется дотронуться до сочного наливного ви- нограда и раскрывшего свои колючие скорлуп- ки каштана. Свою картину «Зимние плоды» Ар- чимбольдо придумал, спустившись с поварами в дворцовый подвал, где зимой хранился собран- ный урожай. Так, увиденные художником свек- ла, капуста, сельдерей, морковь и яблоки пре- вратились в доброго, напоминающего Деда Мо- роза бородача. Но Джузеппе Арчимбольдо не был бы самим собой, если бы даже в своём необычном твор- честве не изобрёл чего-нибудь ещё более нео- бычного. Посмотрите на портрет добродушного толстяка-садовника. А теперь переверните изо- бражение на 180 градусов и вы увидите… про- сто миску с овощами! Такой же картиной-пере- вёртышем представ- ляется и «Фруктовый человек». Художник проводил творческие эксперименты не толь- ко с фруктами и ово- щами, но умел вирту- озно составлять чело- веческие образы даже из предметов: знакомь- тесь – «Повар». В та- ком остроумном обли- чии предстал бравый повар германского им- ператорского двора! «Профессиональный» его портрет составлен из всевозможной кухонной ут- вари – деревянных бочек, тазов и кувшинчиков. Высшей точкой удивительного искусства Ар- чимбольдо и произведением, прославившим его, стал «Вертумн». Состоящий из великолепных плодов и цветов аллегорический портрет изо- бражает императора Рудольфа Второго в образе древнеримского божества времён года, расти- тельности и преобразования. Преподнесённый императору в честь новогодних праздников, этот портрет был столь высоко оценён монархом, что сразу занял одно из почётных мест в его двор- цовой картинной галерее. А Джузеппе Арчим- больдо пожаловали высокий дворянский титул пфальцграфа. Будучи в преклонном возрасте, Арчимболь- до вернулся в родной Милан. Бродя по дорогим сердцу улочкам и наслаждаясь родной итальян- ской речью, которую ему не доводилось слышать несколько десятилетий, Арчимбольдо часто оста- навливался у стен кафедрального собора и вспо- минал, как когда-то мальчишкой нашёл в забро- шенной кладовой свою судьбу… З а м е ч а т е л ь н о г о художника Джузеп- пе Арчимбольдо уже давно нет на свете, но его искусство живёт и продолжается. Вспом- ните фруктово-овощ- ную историю о Чип- полино и его друзьях, героев «Волшебника Изумрудного города». А разве в нас самих не живёт маленький Арчимбольдо, когда мы лепим снеговика с морковкой вместо носа или мастерим подел- ки из каштана и рябины? Всякий раз, беря в ру- ку спелый фрукт или овощ, помните, что он по- лезен не только для организма, но и для творче- ского вдохновения! Портрет Рудольфа Второго. «Фруктовый человек». «Повар».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz