Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Е сли какой художник и снискал себе славу одного из самых загадочных и своеобраз- ных людей своего времени, так это итальянец Джузеппе Арчимбольдо. Его картины и сегодня восхищают своей уникальностью, ведь их глав- ные «герои» – это то, что мы едим! Он родился в Милане в 1527 году. Отец Джу- зеппе был художником, потому Арчимбольдо- младший довольно рано узнал труд подмасте- рья, а через какое-то время и сам стал хорошим живописцем. Вместе с отцом юный художник расписывал храмы по всей Италии, и наконец жизнь семейства Арчимбольдо потекла спокой- но и предсказуемо! Возможно, таковой она могла бы оставаться и дальше, если бы Джузеппе, по- могая отцу выполнять очередной художествен- ный заказ, не оказался в Миланском кафедраль- ном соборе. Здесь, в одной из старых кладовых, куда молодой художник забрёл в поисках бумаги для черновых работ, он обнаружил рисунки при- чудливо переплетающихся между собой удиви- тельных растений, плодов и животных, создан- ные знаменитым Леонардо да Винчи. С детства увлекавшийся природо- ведением, Арчимбольдо, словно заворожённый, рассматривал эти пожел- тевшие листы, понимая, что с росписями церквей в его жизни покончено. Отныне Джузеппе Ар- чимбольдо становится художником цветов, ово- щей и фруктов. Однако он создаёт не просто на- тюрморты, но конструи- рует из даров природы, И скусствовед Полина Матвиец рассказыва- ет о художниках разных стран и эпох, посвятив- ших своё творчество именно гастрономиче- ской теме. Вы убеди- тесь, что спелые овощи и фрукты, ароматный свежий хлеб и дары моря замечательны не толь- ко на вкус, но и на глаз! словно из деталей фантастической мозаики, че- ловеческие портреты и различные аллегориче- ские образы: человек для Арчимбольдо – это та- кая же часть приро- ды, как и всё живое, так почему человече- ское лицо нельзя изо- бразить в виде карто- фелин или груш? Даже любой человеческий характер можно вы- разить определённым овощем или фруктом: так, весёлый непосе- да может стать яр- кой вишней и спелым яблоком, а скромный молчун – репой и луком-пореем. Для Италии XVI столетия такое творческое измышление портрет- ного жанра было в новинку, и на родине у худож- ника почти не было заказов. Талант Арчимбольдо вдруг оценил германский император, который любил всё необычное и эк- зотическое. Он пригласил художника работать оформителем празднеств двора. Здесь фантазии Арчимбольдо было где развернуться, и художни- ка ждал поистине головокружительный успех. Ка- кие пышные декорации и удивительные в своей необычности театральные костюмы он создавал! Он украшал рыцарские турниры и балыфантасти- ческими гирляндами, в которых помимо цветов и фруктов можно было встретить самые неожи- данные предметы, скажем, столовое серебро или крохотные кофейные чашечки; изобретал изящ- ные колесницы, запряжённых в которые белых лошадей расписывал во всевозможные цвета… Современники восхищались неистощимостью воображения, изобретательностью и юмором Ар- чимбольдо – ему по праву не было равных. В часы отдыха от шумных празднеств Джузеп- пе Арчимбольдо вновь возвращался к своим «съе- добным» портретам. От всей яркой творческой «Осень». «Зимние плоды». «Садовник». Скажи, скажи, художник!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz