Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.
японских военных инженеров доказывали, что использовать в авиации пушки такого калибра не- возможно. Это фантастика! Да, по тем временам это действительно было так. И в то же время пер- вые советские истребители, вооружённые реак- тивными снарядами, били врага на Халхин-Голе. Первым в мире лётчиком, успешно применив- шим ракеты в воздушных боях, был наш земляк Николай Иванович Звонарёв. Уволившись в запас, Николай Иванович пе- реехал в Липецк и пошёл работать мастером на Новолипецкий металлургический. Боевой лёт- чик, испытавший за годы Великой Отечествен- ной и после неё десятки марок самолётов, был вынужден испытывать свой характер, судьбу на земле, в мирном, будничном труде. В небе его постоянно сопровождал риск, он привык к не- му. На земле нужно было привыкать к иным об- стоятельствам… «Прометей» построили, но открывал его, к со- жалению, не Николай Иванович, хотя имел на это полное право. Но так устроена жизнь: один про- кладывает дорогу, другой идёт по ней. А Звона- рёв, всю жизнь прокладывавший дороги в небе тысячам новых пилотов, должность начальника этого комплекса уступил без боя. – Ребятишками должен командовать педагог, а я лётчик, – грустно сказал он мне. Но на открытие приехал и ходил в сторонке от именитых гостей, приглашённых к детям ме- таллургов со всех концов страны. Гости получа- ли подарки, говорили речи. А Николай Ивано- вич сетовал: – Не ту красочку на столовую положили. Поторопились. С детьми нельзя в полдуши… Эх, если бы знали гости, какой человек руко- водил стройкой «Прометея»! Однажды я услышал по ра- дио его имя. Выступал Марк Галлай, рас- сказывал о совет- ских космонав- тах, о первых кораблях и вдруг заговорил о моём старшем друге. Вот когда я узнал о его звёздном часе, о его многотрудной судьбе. Оказывается, уже в июле 1941 года Николай Иванович попал в истребительный полк под ко- мандованием знаменитого Супруна. В этом полку воевали лётчики-испытатели. В первый же месяц Звонарёв сбил два «мессера», заслужил похвалу легендарного Константина Коккинаки, который был тогда заместителем командира полка. В ав- густе молодого лётчика отозвали с фронта и по- слали испытывать самолёты. А это границы ри- скованного. Я запомнил только один эпизод, о котором рассказал Марк Галлай. В 1943 году ко- мандованиюпоказывали новые машины в услови- ях, близких к боевым. Звонарёв вместе с другим молодым лётчиком демонстрировал поражение с воздуха трофейных «тигров» и «фердинандов». Самолёт, который вёл рядом его товарищ, взор- вался в воздухе. Был повреждён и штурмовик Ни- колая Ивановича. С земли прозвучала команда: – Набирай высоту и покидай машину! Но тогда осталась бы неясной причина катастрофы. И Николай Иванович поса- дил самолёт. Когда машину осмотрели конструкторы, то ахнули – почти все бом- бы стояли на боевом взводе. Посадить са- молёт в таких условиях мог только пилот высочайшего класса. Где бы ни служил, ни воевал, ни тру- дился Николай Иванович, ему наи- важнейшую миссию приходилось выполнять с полной нагрузкой. Об этом, кстати, рассказано в книге М. Новикова «Молнии под крылом», по- свящённой подвигу Николая Ивановича Звонарёва. Книга эта вышла в начале 70- х годов. На подарочном экземпляре автор написал: «Многоуважаемому НиколаюИва- новичу Звонарёву – человеку славной и ге- роической жизни, с самыми наилучшими пожеланиями!» …В начале 90-х Николая Ивановича не стало. Но душа его живёт и в «Прометее». Очень хочется, чтобы об этом знали все отдыхающие здесь девчонки и мальчишки. Они должны подумать над тем, как увековечить память о столь необычном первом начальнике своего «Прометея». Сталь ШМАКОВ, профессор ЛГПИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz