Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2017 г.

Д орогие ре бя - та! Недавно мы рассказали о художни- ке-юбиляре Евгении Павловиче Сальнико- ве. А сегодня познако- мим вас с творчеством ещё одного липецкого художника-юбиляра – Михаила Александро- вича Виноградова. Двенадцатого мая этому талантливому живописцу и графику исполнилось бы 85 лет. Более полувека его творчество было связано с Липецким краем. Имен- но наша область, ставшая второй родиной художни- ка, вдохновила его на создание серий картин в жанре исторического пейзажа: «Вид на скит Тихона Задон- ского» (1980), «Елец. Пре- ображенская церковь» (1980), «Елец. Вознесен- ский собор» (1980), «Ли- пецк со стороны городи- ща» (1990). Родился Михаил Алек- сандрович в городеЮрье- вец Ивановской области. Детство и юность провёл у бабушки, в старинном русском городе Костро- ме. Маленькому Мише особенно запомнились поездки на пароходе вниз по великой Волге «Паро- ходы были одно-, двух- и даже трёхпалуб- ные. Сзади большое колесо толкает его вперёд. Шумит вода, я стою на открытой палубе, смотрю на берега, маленькие го- рода – Плёс, Кинешма, Решма. К каким- то пристаням причаливает, а мимо каких- то проходит…» – вспоминал художник. Детские впечатления Михаила Алек- сандровича, увиденные им «левитанов- ские панорамы» развивали творческое воображение будущего художника. В 1948 году Виноградов поступил в Костром- ское художественное училище, директо- ром которого был талантливый художник и педагог Николай Пав- лович Шлейн, известный как автор портрета Макси- ма Горького – лучшего, по мнению писателя. Страст- ную увлечённость искус- ством Николай Павлович передал своим ученикам. Академическуюшколу жи- вописи Виноградов про- шёл именно в училище под руководством Шлейна. В 1958 году Михаил Александрович переехал в Липецк, который до кон- ца жизни стал его люби- мой пристанью. Ма- стер сразу почувство- вал очарование нашей провинции. Сам Ми- х аил Алекс андро - вич об этом говорил так: «Липецк оказал- ся удивительно инте- ресным городом. Хол- мистая местность на- поминала пейзажи Брейгеля-старшего. Не хватало только охотников на снегу. Панорамы города так меня увлекли, что я начал серию пейзажей, в основном зимних». Именно в Ли- пецке Виноградова стало занимать реалистическое искусство. На это повлияло и знакомство с Виктором Сорокиным, который ходил рисовать на Городище «свои зимы». Поистине, Липецк стал для Виноградова не просто жизненной пристанью, а творческой мастерской. Не просто так художник долге годы со- трудничал с многими краеведческими музеями области. Он построил и офор- мил экспозиции Липецкого областно- го краеведческого музея, музея Георгия Плеханова, Задонского краеведческо- го музея, Чаплыгинского музея Петра Семёнова-Тян-Шанского. По эскизам Михаила Александровича оформлен подземный переход в районе Нижнего парка. Репродукции живописных и гра- фических работ мастера не раз печата- лись в краеведческой литературе. По заказу Липецкого областного краеведческого музея Виноградов выполнил серию художественных произведений, связан- ных с памятными ме- стами Липецкой об- ласти. Несомненно, эти картины мастера – большая художествен- ная ценность истори- ко-культурного насле- дия нашего края. А теперь, ребята , вглядитесь внимательно в работы Михаила Виноградова и постарай- тесь почувствовать жизнь Липецка в 70-80-е годы прошлого века. Каким художник видел город? Изменил- ся ли облик Липецка? Присылайте нам свои сочинения! Ждём писем по адресу почтовому: 398055, г. Липецк, ул. Московская, 83, «Золотой клю- чик», в рубрику «Глаз-алмаз». Или по электронному: milutsn@yandex.ru . Татьяна СОКОЛОВА, сотрудник Липецкого областного художественного музея. «Старый Липецк». «Вечерний город». «Соборная гора».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz