Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.
2016-Год российского кино Когда я прочитала в «Золотом ключике» кон- курсные сочинения на тему «Моё кино», у меня тоже возникло желание написать о своём люби- мом фильме детства «Алые паруса», снятом 55 лет назад. К огда режиссер Александр Птушко ре- шил снять фильм по знаменитой повести Александра Грина, киночиновники были против. «У вас не получится. Вы ведь привыкли снимать лёгкие сказочки, а это должен быть романтиче- ский и в то же время серьёзный, глубокий фильм», – говорили они Птушко. Но всё-таки картину сни- мать позволили. Но присвоили ей третью, самую низкую категорию, что означало – денег на фильм дадут очень мало. Птушко это не остановило… К съёмкам готовились год. Параллельно с изго- товлением декораций и выбором натуры шли по- иски актёров на главные роли. Пробы были дол- гими. Известно, что среди претенденток на роль Ассоль была Людмила Гурченко, но в конечном итоге выбор пал на Анастасию Вертинскую. Ей в то время было 15 лет. «Из- за работы в «Алых парусах» я отстала в учёбе, – вспоми- нает актриса, – и мне пришлось пе- рейти из обычной в вечернюю шко- лу рабочей моло- дёжи. Там учить- ся было проще – я давала учителю автограф на своей фотографии, и он мне ставил хорошую оценку! Так я пользовалась своей популярно- стью, которая пришла после выхо- да картины на экраны». Место для съёмок фильма иска- ли тоже долго: побывали на Кавка- зе, в Прибалтике, в Краснодарском крае. В итоге решили снимать на крымском курорте Коктебель, где в своё время жил сам Александр Грин. Там построили декорации целого сказочного посёлка Каперны, в бухте ко- торого и плавал корабль с алыми парусами. Художник фильма Леван Шенгелия рассказы- вает, как на корабль капитана Грея купили две тысячи метров алой ткани, из которой тогда ши- ли пионерские галстуки. «Шёлк был очень кра- сивый: мягкий, струящийся…» А по рассказу оператора Виктора Якушева, именно с этими алыми парусами возникли са- мые большие сложности: «Тогда ведь качество киноплёнки было не таким высоким, как сейчас, и алый цвет на ней получался кирпичным. Долго мы маялись и наконец нашли выход: закрепили на камеру сразу несколько специальных фильтров, улавливающих цвет. Ипаруса получались алыми!» Сказочный город Лисс снимали в Ялте. А в Баку велись комбинированные съёмки. Там киношники инсценировали шторм, который по- том накладывали на коктебельский пейзаж. И на экране получалось, что отважный Грей борет- ся с морской стихией. Но настоящий шторм то- же попал в кадр. Случилось это во время съёмок в Пицунде. «Там мы снимали сцену с Лонгреном, которо- го играл Иван Переверзев, – продолжает вспоми- нать оператор. – Вдруг начался ветер, поднялись такие огромные волны, что мою камеру смыло в море. Сам Переверзев тоже свалился за борт, за ним тут же нырнул наш реквизитор. Мы подумали: «Вот молодец, арти- ста полез спасать!» А он вынырнул с корзинкой в руках. Мы долго смея- лись! Ответственный работник ри- сковал жизнью не ради актёра, а из- за реквизита. В сцене, которую сни- мали в тот момент, Лонгрен держал в руках корзинку». Думаю, не надо объяснять, что в споре с киночиновниками Алек- сандр Птушко по- бедил. Он снял глубокий и очень красивый фильм о мечте, ставшей жизнью. О том, что плыть под алыми парус а - ми – значит ста- вить перед собой высокие цели и стремиться осу- ществить заду- манное. Не про- сто так яркому, затейливому и многочисленному балу выпускни- ков Санкт-Петербурга дали название «Алые па- руса». И не просто так его транслируют по теле- видению на всю страну. Ольг а Вла димировна ЛОМАКИНА, учитель русского языка и литературы Введенского филиала Хлевенского лицея.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz