Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.
Знаменитый пианист Наум Львович Штаркман – последний ученик Константина Николаевича Игумнова – шесть раз возглавлял жюри это- го конкурса. И именно шестой получил статус международного. К боль- шому сожалению, десять лет назад он ушёл из жизни. Хорошо, в архивах нашей редакции хранится интервью с Штаркманом, в котором Наум Львович рассказывает о своём великом учителе. Сегодня мы публикуем отрывок из него. В сю последнюю неделю октября Липец- кая область была наполнена мелодиями. Они звенели на коньках крыш, залетали в от- крытые форточки, переливались в отражениях витрин. И проникали в сердца людей, согревая тёплым мажором и мягким кантабиле. А испол- няли их талантливые музыканты, принимавшие участие в Десятом Международном конкурсе- фестивале юных пианистов имени Константи- на Игумнова . В нынешнем году его организаторы получи- ли около ста семидесяти заявок. Их просматри- вали скрупулёзно и строго, чтобы отобрать луч- ших из лучших. В результате выбрали 72 таланта, от 6 до 23 лет. Правда, приехать смогли 62 человека. Они прибыли из 32 городов России и шести зарубеж- ных стран. Жюри прослушивало пианистов в семи воз- растных группах. Однако этим фестиваль не огра- ничился. Гости выступили на концертах в Липец- ке и шести районах нашей области. На их высту- плениях побывало около трёх тысяч человек! А более двухсот юных талантов посетили мастер- классы и открытые уроки, которые дали члены жюри. И, конечно, все участники конкурса наве- стили родину Игумнова – Лебедянь. Там состо- ялась творческая встреча и концерт лауреатов конкурса и членов жюри. Провели на фестивале и эксперимент: предло- жили пианистам от 18 до 23-х лет исполнить про- изведения с оркестром. Фестиваль пролетел быстро, как гамма. И вот наступил самый волнительный момент – цере- мония награждения. Гран-при вручили Егору Ца- пенко – одиннадцатилетнему пианисту из горо- да Заринска. Более сорока пианистов стали ди- пломантами и лауреатами конкурса. Среди них – десять наших земляков. С одной из липчанок мы знакомим. – Наум Львович, расскажите, пожалуйста, о Константине Николаевиче Игумнове. – Это был в высшей степени интеллигентный и образованный человек. Он же учился, кроме консерватории, ещё в университете, на историко- филологическом факультете. Прекрасно знал не- сколько иностранных языков. Очень любил жи- вопись, поэзию. В его кармане всегда были «Со- неты» Шекспира, причём на французском языке. Очень любил природу. Любил Подмосковье, хо- рошо его знал и часто уходил в лес. Надевал вы- сокие резиновые сапоги, брал палку и уходил на целый день. В одинаковой степени любил горы. Это был, конечно, замечательный музыкант. Прекрасная школа, изумительные учителя: Зве- рев, Зилоти, Пабст, Танеев, Сафонов. Друзья его, с кем он учился вместе, – это Рахманинов, Скря- бин, Максимов, Ушаков. Я учился у Игумнова, к сожалению, очень мало – три года и три месяца. Был последним учени- ком Константина Николаевича. Когда он умер, я не стал переходить в класс другого профессора, а занимался самостоятельно и окончил консерва- торию, как это было принято говорить, «от себя». Последние годы его жизни – он уже был со- всем немолодым, болезненным. Он вообще был не очень многословен... Очень тихо говорил. Но занимался тщательно, подробно и с каждым уче- ником по-разному. Он так радовался, когда у ко- го-нибудь из учеников проявлялась своя индиви- дуальность, когда ученик хотел самостоятельно решить какую-нибудь проблему. Он дал нам за- мечательную школу. Она не похожа ни на какую другую, хотя в те годы преподавали превосход- ные музыканты, тоже великие учителя, и тот же профессор Генрих Нейгауз, и тот же профессор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz