Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.

го корреспондентского пункта Ростовской сту- дии документальных фильмов. И, конечно, часто бывал в Лебедяни. Приезжал просто отдохнуть, а иногда и по работе – Николай Дмитриевич ча- сто снимал «документалки» о крупных колхозах и совхозах. «ÊÎÍÂÀÑ» – ÎÍ È Â ÀÔÐÈÊÅ «ÊÎÍÂÀÑ» Василий Константинов сначала тоже занимал- ся съёмкой. Как и его брат Николай, работал на Московской студии кинохроники. Но вскоре по- нял, что профессия оператора не для него. И пол- ностью посвятил себя конструированию. В кино- мастерской, находящейся при студии, Василий Дмитриевич создал камеру «Конвас-1», как оказа- лось, ставшую легендарной. Своё детище назвал по первым трём буквам своих имени и фамилии. Этот аппарат к началу 40-х годов обладал се- рьёзными преимуществами перед заграничными аналогами, поэтому его начали производить. И вскоре ручная камера КСР (это ещё одно название «Конваса») стала самой распространённой в Со- ветском Союзе. А название киносъёмочного ап- парата стало нарицательным. Профессиональные операторы говорили о нём так: «Конвас» – он и в Африке «Конвас». Зарядил «Конвас» «кодаком», поставил зум – и никаких проблем». Эта камера, без преувеличения, стала одним из выдающихся достижений в развитии отече- ственной кинотехники. Ведь Василий Константи- нов создал киноаппарат, который по техническим возможностям не имел равных в своём классе ни в Советском Союзе, ни за границей. Лёгкая портативная камера с зеркальным об- тюратором (это механическое устройство для пе- рекрывания света при необходимости), быстро заменяемыми кассетами и объективами позво- ляла моментально менять точку съёмки. А также делать изображение любого масштаба, строить композицию кадра, свободно следовать за движущимся объектом. Получает- ся, «Конвас» был мирным аналогом ле- гендарного автомата Калашникова. Их объединяли простота конструкции, на- дёжность и множество функций. Поэто- му камеру «Конвас» и АК-47 часто сравнивали. В художественном кино «Конвас» произвёл настоя- щую революцию. Благодаря этой камере операторы смог- ли снимать всевозможные сце- ны в реальной среде, в сложных и даже экстремальных условиях. А до этого им приходилось прибегать исключительно к комбинированным съёмкам. Именно «Конвасом», находя- щимся не на привычном штативе, а в ру- ках оператора Сергея Урусевского, были сняты самые выразительные и эмоциональ- ные эпизоды фильма «Летят журавли». На- пример, сцена на вокзале, где главная героиня, зная, что её любимый погиб, всё-таки надеется увидеть его среди вернувшихся с войны солдат. Там камера сопровождает Веронику, пробираю- щуюся сквозь толпу и раздающую цветы незна- комым людям. Эти кадры стали классическими и открыли новую главу в развитии художествен- ного языка кинематографа. «Конвас» в различных своих вариантах оста- вался незаменимым вплоть до середины 80-х го- дов. А потом благополучно ушёл «на пенсию», уступив место более продвинутым камерам. При- чём уже, что печально, иностранным. Сейчас «Конвас» является учебной камерой. С её помощью студенты киновузов снимают свои первые фильмы. *** В Лебедянском краеведческом музее хранится экземпляр знаменитой и почтенной кинокамеры- легенды «Конвас». Его в середине девяностых го- дов 20 века подарила Алла Соловьёва – режиссёр, снимающий документальные фильмы. Есть в музее и целая экспозиция, посвящённая бра- тьям Константиновым, которые своими до- стижениями увековечили Липецкий край в мире кино. Павел ЖУКОВ. Фото автора. Сц ена из художественного фильма «Летят журавли». Василий Константинов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz