Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.

Хотя высокое начальство отверну- лось от Константина Александровича, у него осталось много единомышлен- ников среди педагогов. И не случай- но в конце 70-х и в начале 80-х годов прошлого века на всю страну прогре- мели имена других учителей-новато- ров, стали известны и их идеи. Например, грузинский педагог Шалва Алексан- дрович Амонашвили разработал систему безотме- точного обучения. Донецкий учитель математики и физики Виктор Фёдорович Шаталов ратовал за то, чтобы учителя составляли для ребят опорные конспекты, по которым они смогли бы лучше ус- воить тему. А москвичка Софья Николаевна Лы- сенкова, преподаватель начальных классов, приду- мала опережающее обучение. Эти и другие извест- ные новаторы в педагогике черпали идеи своих открытий в опыте Константина Александровича. Единомышленники остались у Москаленко и в Липецке. Они продолжали внедрять в жизнь его разработки, и потому успешно обучали де- тей. В результате сотни липецких учителей были награждены орденами, медалями, удостоены по- чётных званий. А между тем сам Константин Александрович так и остался с единственной мирной наградой – орденом Трудового Красного Знамени, которую он получил в 1966-м году, вдобавок к пяти фрон- товым. Трижды его представляли к присвоению звания заслуженного учителя России. И трижды это представление отклонялось. Зато проверок и комиссий хватало. Последнюю, в 1984 году, он не пережил... Сказались волнение и непростое воен- ное прошлое. Но не умерли идеи Константина Александро- вича. В конце 80-х годов в нашей области уже невозможно было найти школу, где учителя не работали бы по методике этого замечательного педагога-учёного. А в 1995 году была учреждена областная премия имениМоскаленко, на которую номинируют за высокие достижения в педагоги- ческой деятельности. Вручается премия 5 октя- бря, в Международный день учителя. Елена Анатольевна ЕГОРОВА, кандидат педагогических наук, доцент Липецкого государственного педагогического университета. Многие липецкие учителя последовали при- меру Константина Александровича. И добились немалых успехов в образовании детей. Их дости- жения высоко оценили в Министерстве просве- щения. И рекомендовали опыт липецких педаго- гов к изучению и распространению во всём Со- ветском Союзе. Многим удалось воплотить в жизнь то, над чем так долго трудился Константин Александрович. Но были и неудачи. Пытаясь внедрить «липецкий опыт» в работу, руководители школьных педа- гогов не всегда принимали во внимание уровень подготовленности учителя и условия школы. И тогда возникали ненужные действия учителя. И, значит, страдали ученики От этого терялась вся лёгкость и непринуждённость, с которой рабо- тал сам Константин Александрович. А вскоре в полный голос заговорили высоко- поставленные противники идейМоскаленко. Его обвиняли в том, что он изменил государствен- ную программу, без особых оснований расши- рил содержание образования и без официального разрешения пере- строил ход урока. В результате эксперимент новатора запре- тили, а труды Москаленко пе- рестали печатать. Конечно, Москаленко ста- рался преобразовать не толь- ко урок, но и всю школьную жизнь. Он всерьёз задумывал- ся о том, чтобы заменить чем- то более приятным школьный звонок, который считал стрес- сом для детей. Предлагал ввести пятидневку и сделать уроки длиной в сорок минут. Тревожил Константина Александровича и без- ликий вид школьной тетрадки. – Что это за обложка? – сокрушался Моска- ленко. – Она должна быть обращена не только к голове, но и к сердцу! Есть такие вещи, до кото- рых голова ребёнка не дойдёт, только сердце. Ду- шу и сердце надо упражнять. В том числе и через школьную тетрадку. Превыше всего Константин Александрович ставил ребёнка. Всю свою жизнь он стремился внушить коллегам простые истины о том, что ученика необходимо защищать, помогать ему, во- одушевлять. И на каждом уроке вести его к ро- сту над собой. Открытие мемориальной доски К. А. Москаленко на здании педуниверситета. В. К. Рвачёва – единомышленник Москаленко. Учитель учителей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz