Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.
сти смогли увидеть, как он, улыбчи- вый и очень сосредоточенный, слов- но дирижёр, управляет учениками. И как класс превращается в творческую лабораторию, где у каждого ребёнка есть возможность проявить свои уме- ния и таланты. Так почему же идеи и наработки Константина Александровича оказа- лись такими интересными, а, главное, полезными для ребят и их наставни- ков? Обо всём по порядку... Центром внимания педагога-учёного стал урок – святая святых образовательного процесса. Ему не нравилось, что большая часть урока уходит на проверку домашнего задания, а на объяснение нового материала остаётся совсем немного вре- мени. «Этот параграф прочитаете дома!» – часто говорили учителя детям. И ребятам приходилось самостоятельно изучать новые темы, обращаясь за помощью к родителям. А Константин Алек- сандрович настаивал на том, что детей необхо- димо учить на уроке, не рассчитывая на то, что они освоят новый материал сами, выполняя до- машнюю работу. В результате он разработал новый тип урока, названный «объединённым». Строился он так: в процессе повторения пройденного материала учитель объяснял новый. И тут же проверял, как усвоили его ученики. Делал он это с помощью раз- нообразных приёмов. Интереснейшей находкой Константина Алек- сандровича стало комментирование – проговари- вание учеником своих действий по ходу решения примеров, упражнений и любых других заданий. Это помогало учителям сразу исправлять ошиб- ки ребят. Ашкольникам да- вало возможность активно принимать участие в уроке и лучше закреплять новые знания. А ещё Константин Алек- сандрович разрешал отве- чать, сидя за партой. И вы- полнять задания по кар- точкам. Он понимал, что далеко не все ребята уверенно чувствуют себя у доски. И ста- рался им помочь. Поурочный балл, то есть оценка за работу ученика на протяже- нии всего урока, – то- же идея педагога-нова- тора. Раньше ребёнок мог ответить у доски, а потом два-три урока не ждать, что его вызовут. Поурочный балл это изменил. Ребята стали бо- лее внимательными и активными. А учителям та- кой способ оценки дал возможность вовремя за- мечать отставание своих подопечных. Конечно, педагог-новатор не сразу предложил свои идеи коллегам. Прежде он сам встал на ме- сто учителя. Не один год Константин Алексан- дрович работал в начальных классах, сам гото- вил необходимые материалы. Результаты его эксперимента превзошли все ожидания. Дети в классах Москаленко стали учиться заметно лучше и с большим удоволь- ствием. Они трудились без понуканий. И не раз бывало, что, заходя в класс, Константин Алек- сандрович видел: ребята уже сидят за партами, склонившись над тетрадками. – Ну вот, без меня начали работать, как про- фессора сидят, – с улыбкой говорил он. Ученики никогда не были для Константина Александровича безликой массой. В каждом ре- бёнке он видел личность. И старался помочь этой личности стать лучше. Его коллеги вспоминали такой случай... Один мальчик не любил читать. И, заметив это, Константин Александрович сказал ему: – Смотри, какой ты большеголовый, выправ- ка у тебя солдатская. Наверное, будешь офице- ром. А офицер должен уметь отдавать приказы, командовать. Вскоре мальчишка втянулся в чтение. И стал лучше всех рассказывать заученные тексты наи- зусть. – Пойдёт отвечать офицер! – говорил ему Кон- стантин Александрович. И будущий военный сиял от счастья. Фотография К. А. Москаленко отправлена им матери в июле 1945 г. А на обратной стороне надпись, которую вы видите внизу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz