Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.
З наете ли вы ребята, что ваша школьная жизнь, её устои и пра- вила – результат чьих-то долгих, напряжённых исследований? Да, были на свете учёные-педагоги, которые придумали, как соста- вить расписание уроков и провести контрольную работу, когда назна- чить каникулы и сколько дней отвести на выходные. Слов «неважно» или «пустяк» для них не существовало. Каждое мгновение школьной жизни они старались сделать удобным, интересным и полезным для мальчишек и девчонок. Один из таких учёных-педагогов – Констан- тин Александрович Москаленко . Его по праву называют основопо- ложником феномена «Липецкий педагогический опыт». Что удивительно, Константин Александрович не сразу связал свою жизнь с педагогикой. Окон- чив школу, он пошёл трудиться на воронежский завод «Электросигнал». И только в двадцать один год понял: его призвание – работа с детьми. Так жизнь будущего педагога-новатора сделала кру- той поворот. Константин Александрович поступил на учи- тельские курсы при Воронежском педагогиче- ском институте. А когда окончил их, отправился работать в одну из сельских школ Воронежской области. И вскоре стал её директором. Казалось бы, вот она – синица в руках! Но Ве- ликая Отечествен- ная война перевер- нула все планы мо- лодого директора. В 1942-м году Кон- стантин Алексан- дрович ушёл добро- вольцем на фронт. Вместе с войсками Первого Украинско- го фронта дошёл до Берлина. А в 1945- м принял участие в легендарном параде Победы на Красной площади. Однако и на войне, под бомбёжкой и перекрёстным огнём, в промёрзших окопах и на опасных боевых тропах, Константин Алексан- дрович продолжал думать про любимую работу. После Победы он вновь взялся за неё. И напи- сал диссертацию на тему: «Оценка знаний уча- щихся при закреплении нового материала и её психологическое значение», которую с успехом защитил в Москве. Нам, липчанам, повезло: основная часть педа- гогической деятельности Константина Алексан- дровича Москаленко связана с Липецком. Имен- но здесь в 1954-м году он начал работать старшим преподавателем, а затем – заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогиче- ского института (ныне – университет). Пройдёт несколько лет, и его имя станет ши- роко известным не только в нашей стране, но и далеко за её пределами – в Болгарии, Индии, Ар- гентине... Педагогический опыт Москаленко, на- званный «липецким», разлетится по всему миру. А к самому новатору будут приезжать учителя из Сибири, с Кам- чатки, из Краснодар- ского края и других уголков нашей необъ- ятной Родины. Мно- гим захочется посмо- треть, как работает этот эксперимента- тор в педагогике. И придётся Констан- тину Александрови- чу проводить уро- ки в актовых и спор- тивных залах, чтобы все приехавшие го- К. А. Москаленко. Константин Александрович со своими первыми учениками. 1940 год. Учитель учителей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz