Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.
Надежда Обухова в роли Любаши в опере «Царская невеста». Фото из музея Большого театра. К 130-летию со дня рождения Надежды Обуховой опере главное – голос, его выразительные воз- можности, его особое звучание – тембр… – Значит, певец всегда поёт… похоже? – удив- лённо переспрашиваю я. – Но разве Кармен и Любаша похожи? А ведь я пою далеко не только эти партии! Народные пес- ни в моём исполнении вы слышали? Словно что-то вдруг вспомнив, Надежда Ан- дреевна прерывает объяснения, идёт к стеклян- ному шкафу, стоящему за роялем, открывает его, достаёт какие-то ноты и кладёт их передо мной. – Чуть не забыла! Не так давно композитор Александр Тихонович Гречанинов прислал мне свои детские песни. Давайте их вместе посмо- трим. Надежда Андреевна открывает песню «Под- снежник», начинает звучать рояль – отрывистые нотки, стаккато, а потом словно призыв какой-то слышится, тихий и настойчивый: ко использует русские народные мелодии – это для музыкального воспитания ребят, мне кажет- ся, дорогое дело, – говорит Надежда Андреевна и теперь уже не напевает, а поёт почти полным своим грудным голосом – вот счастье: Я телёночка любила – Был он маленьким. Свежей травкой угощала У завалинки. Как над маленьким я пела Над ребёночком, Навсегда ему велела: Будь телёночком. Надежда Андреевна с таким теплом обращает- ся к этому несуществующему телёночку, что ка- жется, он здесь. Музыка из распевной превращается в шутли- во-быструю: Пусть большие все коровы… И снова медленно-ласково: Ты ж будь ма-а-аленьким. Увы, моя радость на этом кончается. Звонит телефон, Надежде Андреевне надо куда-то то- ропиться. Она передаёт мне целую охапку нот Гречанинова: – Не потеряйте, Наташа, посмотрите их у себя дома – для детских концертов многое тут приго- дится. А кроме того, постарайтесь увлечь детски- ми концертами самого Гречанинова. Мне было бы очень интересно с ним самим над его веща- ми поработать и чтобы он сам мне потом в дет- ских концертах аккомпанировал. Его адрес тут в телефонной книжке, а я, простите, пошла пе- реодеваться. Надежда Андреевна протяги- вает мне свою мягкую, тёплую руку и исчезает за внутренней дверью, а я тщательно записы- ваю адрес, медленно обвожу гла- зами комнату, из которой унесу такие нотные сокровища и, глав- ное, воспоминание о звуках голо- са Обуховой. В лесу, где берёзки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку зелёную выставил ножку… Какая выразительная музыка, так и лепится образ маленького голубоглазого цветочка, осто- рожного и очень любопытного. Но вот музыка становится громче, смелее. Потом потянулся из всех своих маленьких сил… И вот уже звучит навстречу весне чудесный, полный юных сил голосок подснежника, его огромная радость. Я вижу, природа тепла и ясна. Скажите, ведь правда, Что это весна? Ведь правда, что это… весна! Ликующая музыка в аккомпанементе – я его в первый раз, правда, с ошибками сы- грала, но потом вышло. Певица поёт ещё, ещё последнее «весна-а», а рояль говорит, что расцветает не только этот подснеж- ник – вся природа весной. Другая песня – «Про телёночка». – Эту песню я уже смотрела – она мне очень нравится. Гречанинов широ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz