Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.

К огда при- х о д и т с я входить в авто- бус, на меня, как и на вас, часто вы- ливается…нет, не музыка, а… звуковой шум. Какая-нибудь «песня». При этом пассажир задаёт водителю вопрос – тот не слышит. Рядом идёт разговор по мобильному. Телефонный звонок раздаётся и у водителя, он хватает трубку… Впрочем, что я вам рассказываю… Время, про- ведённое в такой обстановке, губительно влияет на настроение, способности. После такой поезд- ки впору лечь, а не уроки учить. Настоящая-то музыка возвышает душу. Она очищает нас, делает мудрее. Вот у Шекспира, «Буря»: Торжественная музыка врачует Рассудок, отуманенный безумьем, Она кипящий мозг твой исцелит. Однажды ко мне пришла студентка-первокурс- ница за книгой. Звучал радиоканал классической музыки «Орфей». И вдруг студентка прямо затре- петала: «Что это? Как называется?» По радио пе- редавали «Лунный свет» – дивной нежности ма- ленькую пьесу французского композитора Клода Дебюсси. Дослушали. Я назвала пьесу, студентка записала. Рассказала ей ещё о том, что во все спи- ски по музыкотерапии «Лунный свет» входит как прекрасное успокоительное средство. Врачи со- ветуют слушать «Лунный свет» на ночь. А в 1742 году граф Кайзерлинг послал своего секретаря Йохана Готтлиба Гольдберга к Иоган- ну Себастьяну Баху, чтобы тот написал музыку, которая помогала бы засыпать. Так родились «Вариации Гольдберга», 30 пьес для клавикор- да (теперь, конечно, для фортепиано). «Вариа- ции Гольдберга» (которые принадлежат, разу- меется, перу Баха) успокаивают возбуждённые мозг и тело. Звуки бестелесны. Они не имеют веса, цвета, ширины. В раннем детстве моя племянница Настенька расслышала в красивом, добром, нежном голосе, принадлежавшем страшному существу, прекрас- ного царевича – помните, в «Аленьком цветоч- ке» С. Т. Аксакова? Нас предостерегает Роберт Кох: «Однажды че- ловеку придётся сражаться с шумом так же, как он сражался с холерой и чумой». Старайтесь окружать себя звуками, врачующи- ми душу. Помогают абсолютно все произведения Петра Ильича Чайковского и Вольфганга Амадея Моцарта. Вот только немногое из Моцарта: «Ма- ленькая ночная серенада», 2-я часть концерта № 21 для фортепиано с оркестром. Чайковский – Анданте кантабиле для виолончели с оркестром, балет «Щелкунчик». Мы с вами уже говорили о мнемонике. Так вот, прекрасный мнемотехнический приём: запом- нить информацию или хорошее состояние на фо- не какой-то определённой музыки, которую вы выберете сами, которая полюбилась. Михаил Михайлович Пришвин: «Мы звуками перекликаемся, а у них – аромат». Французский композитор 20 века Оливье Мессиан так пояснял свою пьесу для фор- тепиано с оркестром «Пробуждение птиц»: «В этой партитуре звучат только голо- са птиц. Все они были услышаны в лесу и совершенно подлинны». А посвящение- то у него какое: «В знак почтения… дроз- дам, соловьям, иволгам, малиновкам, ка- мышовкам и всем птицам наших лесов». В Интернете есть архив классической музыки: http://classic-online.ru/ Желаю каждому из вас найти свой «Лунный свет». Рубрику ведёт журналист Ольга Васильевна КЛЕКОВКИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz