Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.
Путешествие в Давным-Давно Оценка до «5-» – снижалась не только за пе- речисленные выше замечания, но и «за неявку к обедне» (церковной службе) и «за оскорбление товарища»; «за плохое поведение в ограде церк- ви и за дерзость учителю», «за шалости в учили- ще и вне его», «за разбитие стекла и долгое не- сознание в этом» – 4 балла; «за возражение учи- телю», «недостойно ведёт себя вне стен учебного заведения, вообще на уроках и в особенности на уроках гимнастики» – «4-» балла; «за самоволь- ную отлучку на освящение храма и за участие в городском церковном хоре» – самое суровое на- казание – 3,5 балла. Снижали оценки по поведе- нию и «за утрату книг и неохотное чтение книг», «часто опаздывает на общую молитву», «само- вольное отлучение от спевки». А вот оценки одного конкретного ученика за многократное нарушение поведения (не стану на- зывать фамилию, чтобы не было стыдно его по- томкам): «нарушал классную дисциплину» – «5-»; «то же» (повторное нарушение) – 4,5; «не исправ- ляется» – 4,5; «шалил» – 4,5. Более того, отметку за поведение, как и за знание предмета, учитель выставлял на каждом уроке. Потом рассчитывал средние баллы за ме- сяц. И записывал в «Книгу о поведении и успехах учеников». В конце учеб- ного года (длился он 10 месяцев) ря- дом с фамилией ученика появлялась таблица с отметками по каждо- му предмету и поведению. По этим записям под- считывались сред- ние баллы за год. На- пример, ученик Бы- ханов по арифметике за 10 месяцев имел: 3, 3, 3, 4, 4, 3, 3, 3, 4, 4. Бал- лы складывали и дели- ли на 10 (как просто!): 9+8+9+8=34, 34:10=3. Полученный «средний вывод» – «3» – записы- вался в итоговой 11-й строке. Многие из читателей подумали, что почти так же оцениваются знания и в современной шко- ле. Но: тогда записи об успехах и поведении ана- лизировали на педсовете каждый месяц. Например, в феврале 1856 года по итогам января было решено «за леность и не- радение наказать оставлением без обеда» уче- ника 2-го класса и двух первоклассников. В мар- те того же года исключили из училища «за не- хождение в классы» ученика второго класса. В апреле удалили трёх учеников из приход- ского училища… А дальше – ещё строже. Ученик, «нарушав- ший действующие законы и правила учебно- го заведения и не прилагавший уси- лий для исправления своего по- ведения», как правило, лишался возможности продолжать обра- зование. Детские шалости, как говорили в старину, что брев- но поперёк дороги – опасное препятствие не только для лошадей и машин, но и для человека на его жизненном пути… Надеюсь, после рас- сказа о моей архивной находке нынешние учени- ки более возрадуются тому, что учатся в школе 21 века. А может, наоборот, поза- видуют ребятам из 19 сто- летия?.. Михаил КОРОЛЬКОВ, краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz