Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.
Здание Государственного архива Липецкой области. В таких папках хранятся архивные документы. Сюда можно прийти и детям. 2. Тетради, книги и другие учебные пособия он должен содержать в порядке и чистоте; для это- го ученики обязаны иметь портфели или прос- тые сумки из кожи или клеёнки или даже из хол- ста, окрашенного тёмным цветом. 3. Воспитанник должен уметь прилично сто- ять, сидеть, ходить и кланяться и на предла- гаемые ему вопросы должен отвечать вежли- во, громко и с открытым видом (не исподлобья). 4. Встречаясь в училище или в постороннем доме с кем-либо из начальствующих и вообще со старшим, воспитанник должен приостановить- ся, поклониться ему почтительно, а если встре- тится на улице, то должен снять фуражку. 5. Если ученики стоят в рядах (в зале или на школьном дворе) и начальник проходитмимо них или же они рядами проходят мимо начальника, то в том и другом случае должны смотреть с ве- сёлым видом прямо ему в глаза. ... 8. Если начальник приветствует воспитан- ников, стоящих в рядах, то они должны отве- чать словами: «Здравия желаем», а если хвалит их за успехи или поведение, то отвечать: «Ра- ды стараться»; если же даёт им наставление, делает замечание или выговор, то должны сто- ять скромно, слушать почтительно и ничего не отвечать». После перечня столь жёстких правил возни- кает вопрос: как же их выполняли? Скорее все- го, большинство учеников были «рады старать- ся». А каким образом нарушали дисциплину те, кто относился к небольшинству? Откроем «Алфавитную книгу» за 1895-1896 учебный год. Читаем: «занимался рисованием на уроках арифметики», «нарушал классную дисци- плину», «подсказывал на уроках математики», «не умеет держать себя на уроках», «дрался на уро- ке», «разговаривал на уроке и шумел на улице», «грубо обращался с учителем», «не придаёт зна- чения замечаниям учителя рисования», «пропу- стил 7 уроков по неуважительной причине», «ша- лил во время перемены», «на уроках пускал мух с привязанными нитками к ногам», «смеялся на уроке географии», «по рисованию ничего не де- лал», «неумело держит себя на уроках», «плясал на перемене». Можно подумать, что записи эти сделаны не 122 года назад, а аккурат в нынешние дни. Но в прошлое возвращают факты, о которых расска- зывает «Алфавитная книга».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz