Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.

Путешествие в Давным-Давно Л юди, работающие в сфере международных отношений, говорят: «Хорошая диплома- тия не наживает врагов». Это правило действу- ет не только между странами, но и в семье, клас- се, спортивной секции, клубе любителей Интер- нета… Правила, которые предназначены для того, чтобы не мешать другим учиться, работать, от- дыхать, думать, слушать музыку, смотреть спек- такль, люди вырабатывали в течение столетий. И этот процесс продолжается. Как известно, к нарушению дисциплины в шко- ле наиболее склонны ребята, чьи успехи в учении весьма и весьма слабые. А самолюбие подзужива- ет: «Ты не хуже других, ты имеешь возможность отличиться…» А как проявить себя с лучшей сто- роны – самолюбие не подсказывает. И начинает бедняга придумывать всякие «штучки», чтобы все в классе обратили на него внимание. И неза- метно становится нарушителем правил поведе- ния, а за этим следуют наказания. Предки коренных липчан, чьё детство при- шлось на первую половину 19 века, получали об- разование в Липецком уездном училище (уездом называлась часть территории губернии, в наше время – район области). Училище торжественно открыли в 1830 г о д у . К сожалению, собственного здания оно не име- ло, и каждый год руководителям приходилось за- ключать новый договор с владельцами домов на аренду помещений для классов и квартир препо- давателей. Заметим, что в это учебное заведение девочек не принимали. В первый класс приходи- ли мальчики в возрасте от 7 до 10 лет, совершен- но не умеющие читать, писать и считать. Чуть позже, в 1836 году, открыли приходское училище, которое размещалось вместе с уездным. После первого года обучения в приходском хоро- шо успевающих и дисциплинированных учеников переводили в первый класс уездного училища. А неудачников забирали родители. Купцы пристра- ивали детей в торговые лавки, ремесленники обу- чали ремеслу, крестьяне приучали бывших уче- ников к нелёгкому труду хлебопашца. Вот так за- вершался «курс наук» для любителей пошалить… В Государственном архиве Липецкой области – на улице Героя Советского Союза Папина – хра- нятся «Алфавитные книги о поведении, прилежа- нии, внимании и успехах учеников», «Классные журналы об успехах и поведении», «Книги о по- ведении и успехах учеников». После прочтения этих документов напрашивается вывод, что в течение нескольких десятилетий после откры- тия училища ученики вели себя достойно, как подобает грамотным и воспитанным детям. Например, в отчёте за 1840 год отмечается: «Учащихся неодобрительного поведения не было. В отношении нравственном употре- бляемы были всевозможные меры, чтобы ученики вели себя хорошо не только в училище, но и вне оного (его)». А вот следующие поколения учени- ков оказались не столь послушными. И для улучшения дисциплины в 1851 го- ду были разработаны и приняты «Пра- вила поведения, относящиеся к наружности и дисциплине училищ». Полагаю, современным ребятам интересно о них узнать. «1. Воспитанник во всякое время должен быть одетпо установленнойформе, и притом опрятно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz