Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.

Б ез памяти у человека нет сознания. Если мы не способны держать в голове какую-то информацию, значит не в состоянии и мыслить. Есть такое понятие – внешняя память . Тут что-то сложное? Нет, совсем простое. Внешняя память – это средства помощи, кото- рые в наших с вами руках. Чтобы не загружать па- мять лишним, есть записные книжки, дневники, еженедельники, ежедневники, карточки, таблицы, схемы и прочее. Недавно я купила в канцеляр- ском магазине для своей внучатой племянницы цветную карточку чуть больше почтовой открыт- ки – это Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. До таблицы Анечке ещё далеко, она учится во втором классе. Но через несколько лет я ей эту полезную вещь подарю. А она уже знает, что такое таблица, карточка. Я ей подарила летом такую же карточку с таблицей умножения. И ещё рассказала, как учила испанский язык в Москов- ском государственном университете имени Ми- хаила Ломоносова – нарезала картонные карточ- ки размером чуть меньше спичечной коробки и складывала их в коробки по темам, которые мы изучали. Жила я в общежитии, в высотном зда- нии МГУ, а факультет журналистики находится на Моховой – напротив Кремля. То есть ехать на автобусе надо было минут сорок. В автобусе перебирала в коробке свои карточки: на одной стороне – ис- панское слово, на другой – рус- ский перевод. За дорогу выучивала не меньше десяти слов. Смотрю – Анечка повесила в своей комнате карточки (только побольше) с английскими словами и даже прикле- ила к столу, сбоку, словообразователь- ную таблицу, которую написала флома- стером сама. Постепенно такая информация из внешней памяти входит в память внутреннюю, которая всегда с тобой. Ну а адреса, телефоны и прочее запоминать, по-моему, просто ни к чему. Принцип эгоизма. Вот он-то для запоминания – на первом месте. Это значит, что вам обязательно надо что- то запомнить. Хорошо, если так отне- сётесь к правилу по физике, по русскому языку, к таблице умножения, то есть к тому, что относится к сфере интеллекта. Принцип максимальной активности. Запо- минание зависит от частоты использования того материала, который надо освоить. Поэтому ста- райтесь чаще использовать, упражняться, повто- рять. Потом эта необходимость отпадёт – ведь запомните же! Принцип «семёрки». Я запомнила и записа- ла слова старого университетского профессо- ра: «Возможность запоминания зависит от чис- ла элементов предназначенного для запомина- ния материала. Таких элементов, кусков должно быть не больше семи». Прогнозирование. Тут дело очень про- стое: что произойдёт, если вы не запомни- те какой-то материал? Или плохо запомните? Например, на «тройку»? Парадоксальный эффект: если бу- дете ориентироваться на «тройку», то полу- чите, скорее всего, «четвёрку». Такая стран- ная закономерность… Организация рабочего места. Тут уж со- всем просто: каждой вещи – своё место. Но этот приём в действительности таит в се- бе большие возможности для высвобожде- ния физической памяти от ненужных усилий. А о приёмах памяти мы поговорим в следу- ющий раз. Рубрику ведёт журналист Ольга Васильевна КЛЕКОВКИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz