Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.

ки в кинокамерах. А ведь там, в осаждённом фа- шистами городе, было особенно тяжело... Мно- гие документалисты Северной столицы погибли в первые месяцы войны. Некоторые залечивали раны в госпиталях. А те, что остались, работали и на Дороге жизни, проходившей по озеру Ладо- ге, и в самом городе, и в тылу врага у партизан. Измождённые голодом, операторы таскали на себе киноаппаратуру по несколько километров. Трудились в промёрзлых помещениях киносту- дий. Снимали под постоянным артиллерийским обстрелом, под бомбёжкой. И даже выпускали «Северный киножурнал», несмотря на острую нехватку киноплёнки. В 1942 году из отснятого материала был смон- тирован документальный фильм «Ленинград в борьбе». И когда он вышел на экраны, все увиде- ли, что осаждённый, разрушенный фашистами ботали в полную силу. В съёмках битвы за нашу столицу приняли участие пятнадцать фронтовых операторов. Они сняли жестокие бои за Епифань иМихайлов, штурм Волоколамска, авиационные атаки наших лётчиков... Ни одно событие этого важного сражения не осталось за кадром! Отснятые материалы документалисты пересы- лали в Москву. Там группа кинорежиссёров мон- тировала из них киножурнал. Он так и назывался – «На защиту родной Москвы». Большая часть этих материалов вошла потом в первый полно- метражный фильм «Разгром немецко-фашист- ских войск под Москвой». Эта документальная кинолента не просто показала большую победу Красной армии. Она воодушевила защитников Отечества на продолжение битвы с фашистами и подарила надежду на спасение тем, кто остался в тылу. А американская киноакадемия признала «Разгром» лучшим фильмом 1942 года. ÊÈÍÎ Â ÁËÎÊÀÄÅ Во время Великой Отечественной войны ки- носъёмки велись повсюду. Даже в Ленинграде то и дело раздавалось бодрое стрекотание плён- город не сдаётся! Вот рабочий стоит у станка и согревает дыханием пальцы. Вот люди набирают из прорубей воду. А вот учёный продолжает свои труды в публичной библиотеке. Сейчас, спустя много лет, восхищает мужество людей, запечатлённых на киноплёнке. И тех, что остались по другую сторону кинокамеры. Смо- тришь «Ленинград в борьбе» и думаешь: «Какой сильный, несгибаемый наш русский народ!» ÊÀÄÐ – ÊÀÊ ÓËÈÊÀ После Великой Победы документальные съём- ки войны стали неопровержимыми уликами про- тив фашистов. Многие из них были представле- ны в Нюрнберге – на международном судебном процессе над бывшими руководителями гитле- ровской Германии. Там показали фашистские войска и их чудо- вищные преступления, отряды советских бойцов и ожесточённые битвы. Участники судебного за- седания увидели воюющих партизан, плачущих стариков и детей, замученных людей в концла- герях... Казалось, герои киносюжетов – живые и мёртвые – пришли в зал суда, чтобы потребовать возмездия. И преступники получили по заслугам. *** Сегодня документальные фильмы о Великой Отечественной войне находятся в свободном до- ступе в сети Интернет. Вы можете легко найти и «Разгром немецко-фашистских войск под Мо- сквой», и «Ленинград в борьбе», и даже отдель- ные выпуски «Северного киножурнала». Посмо- трите хотя бы часть из них. Это наша история, которую важно знать и помнить. А лёна КАШУРА. Материал подготовлен с помощью энциклопедии «История советского кино», том третий. Рисунок художника Е. Чернятина. Кадры из фильма «Ленинград в борьбе». Кадр из фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz