Золотой ключик (г. Липецк), 2016 г.
К огда София Ротару исполняет «Балладу о матери», сердце замирает в груди. А ведь мало кто знает, что эта история, положенная на музыку, взята из жизни. Узнал о ней поэт Андрей Дементьев. Отдыхая в санатории на Кавказе, он услышал по радио необычное сообщение о жи- тельнице одного села, расположенного в Грузии. Женщина много лет ждала сына, без вести про- павшего на Великой Отечественной. И вдруг уви- дела его в документальном фильме о войне! Эта история потрясла поэта до глубины души. В тот же день Андрей Дементьев сочинил «Бал- ладу о матери». А вскоре композитор Евгений Мартынов положил стихотворение на музыку. Вот так один кадр документальной кинохрони- ки подарил матери долгожданную встречу с сы- ном и гениальную песню всей стране. Один кадр! А сколько их было снято в годы Великой Отече- ственной войны... ËÅÒÎÏÈÑÖÛ ÈÑÒÎÐÈÈ Уже через три недели после вторжения фа- шистов документалисты начали работу на важ- нейших участках фронта. Всего собралось около двадцати киногрупп, в состав которых вошло бо- лее восьмидесяти человек. Среди них оказались и опытные мастера, побывавшие в пекле граждан- ской войны Китая и Испании. И молодые люди, едва успевшие окончить институт кинематогра- фии, а то и вовсе его студенты. Но для каждого кинокамера стала орудием в борьбе с гитлеров- скими захватчиками. И этим орудием они дей- ствовали умело и отважно. Вместе с солдатами документалисты попада- ли в окружение, вязли в болотах, шли в насту- пление. И всё это с камерой наперевес, которую нужно было беречь от сырости и грязи. А зимой – согревать теплом собственного тела. Однако операторы не отступали ни при каких обстоя- тельствах. Ленинградец С. Фомин снимал бой с тонущего корабля. Выпускник ВГИКа В. Сморо- дин был дважды ранен, но не расстался с кино- аппаратом и сохранил отснятую плёнку. Во вре- мя бомбёжки в самом сердце Сталинграда (ныне Волгоград) работал А. Софьин. Многие операто- ры так и остались на поле брани. Благодаря стараниям этих самоотверженных людей, сегодня мы можем своими глазами уви- деть многие события давно минувших лет... ÂÎÉÍÀ ÊÐÓÏÍÛÌ ÏËÀÍÎÌ Начало документальных съёмок было непро- стым. Операторов, как и остальных жителей на- шей страны, ужаснуло быстрое развитие военных событий. Они растерялись и не знали, что сни- мать, а что оставить за кадром. Да и бойцы не хо- тели попадать в объектив «Аймо» – так называл- ся хроникальный киносъёмочный аппарат, пред- назначенный для немой съёмки с рук. Поэтому первые фронтовые кинорепортажи в основном состоят из общих планов. В них можно увидеть атаки Советской армии, нескончаемые вереницы новобранцев, уходящих на фронт; Москву, оде- тую в камуфлированный наряд и с белыми кре- стами на окнах... Однако спустя несколько месяцев в кадре на- чали появляться и конкретные герои. А осенью 1941 года, когда фашистские захватчики подошли к Москве, кинокамеры документалистов зара- С камерой на передовой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz