Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.
го пункта, зелёные – для иногородних сообще- ний. Чёрные же были универсальными, поэтому и стоили дороже. Сначала изготовление открыток входило в обя- занности почтового ведомства. Но в 1894 году эту «ношу» передали в руки частников. Благодаря этому карточки стали резко менять свой облик. Уже спустя год появились первые иллюстриро- ванные открытки, на которых были изображены достопримечательности Москвы. Постепенно в России открытки стали настоя- щим произведением искусства. А искусство, как известно, не знает границ. Карточки преврати- лись в украшения интерьера, их коллекциони- ровали, вклеивали в именные альбомы. И это неудивительно, поскольку они обрамлялись за- сушенными цветами, бисером, блёстками из бор- ной кислоты, которые выглядели как настоящий снег. Карточки даже ароматизировали. В открытках, которые предназначались доро- гим и любимым людям, часто применялось тисне- ние и оформление золотой или серебряной крош- кой. А вот деловые новогодние открытки были выдержаны в более простом и строгом стиле. Удивительно, но историки до сих пор не могут сойтись во мнении, кто же является создателем первой новогодней открытки. Одни считают, что это был известный художникНиколайНиколаевич Каразин. Другие право первенства отдают общи- не святой Евгении (это «Попечительский комитет о сёстрах милосердия русско-турецкой войны»). Ссылаясь на то, что, мол, именно «сёстры» в 1898 году выпустили за свой счёт открытки, посвящён- ные Новому году и Рождеству. Ну а третьи назы- вают просто дату – 1 января 1872 года. Среди сюжетов рождественских и новогодних открыток в дореволюционной России главенство- вали изображения старых русских гаданий и об- рядов, хвойные леса и заснеженные крестьянские избушки, златоглавые церкви, Дед Мороз и Сне- гурочка на лихой тройке лошадей, весёлые де- тишки и прекрасные ангелы. «Золотой век» открытки продлился ровно два десятилетия до Октябрьской революции, после чего она была названа «буржуазным предрассуд- ком». Так что после 1917 года выпуск поздрави- тельных открыток прекратился… Всплеск их популярности произошёл после окончания Великой Отечественной войны. На со- ветских новогодних карточках чаще всего изобра- жали башни Кремля, Деда Мороза и Снегурочку. Чуть реже – различных животных. В наше время новогодние и рождественские открытки превратились в настоящие произведе- ния искусства. Понятно, что можно найти и со- вершенно обычную с изображением Кремля, но чаще…Чаще это грандиозный фейерверк красок. Современные открытки не только продолжили богатую художественную историю своих пред- шественников, но и вышли на высочайший ми- ровой уровень. ЭТО ИНТЕРЕСНО z В 1874 году был учреждён Всемирный почто- вый союз, который установил международный стандартный размер открытки 90 на 140 милли- метров. z В 1925 году ввели новый стандарт – 105 на 148 миллиметров. z Самые маленькие открытки могут достигать размера 40 на 60 миллиметров, а самые большие – формата А2 в сфальцованном виде. Наиболее же популярным стал формат «евро» (110 на 220 миллиметров). z Интересно, что среди животных, изображав- шихся на новогодних и рождественских открыт- ках, в иностранных государствах лидирует сви- нья. На современных российских карточках ча- ще всего можно увидеть медведя, а на открытках советского времени – зайца. Об этом узнал и рассказал вам Павел ЖУКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz