Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Ефим Вихрев, один из старших братьев Зои Фёдоровны, был писателем. Ге- роями его произведений в большинстве стали люди, с которыми Ефим Фёдо- рович общался в жизни. В каждом из своих персонажей он находил необычное и очень образно писал об этом. В его творчестве особое место занимает книга «Палех», которая очень по- могла в развитии этого древнего народного промысла после революции 1917 года. Книга настолько интересно была написана, что Максим Горький послал «Палех» знаменитому французскому писателю Ромену Роллану, своему другу. Потом Максим Горький будет общаться с Вихревым как с сотрудником мо- сковского журнала «Город и деревня», в котором публиковалось много мате- риалов о народном творчестве. Сюда приносили свои стихи Есенин, Маяков- ский, Семеновский и другие поэты. К сожалению, Ефиму Вихреву была дарована недолгая жизнь. В 34 года он умер при загадочных обстоятельствах, когда по просьбе Горького приехал в Палех, чтобы написать статью к юбилею артели древней живописи. Палешане настояли, чтобы Ефима Вихрева похоронили в их городе, на главной площа- ди. А по просьбе жителей Шуи улица, на которой он жил в детстве, ста- ла носить имя Вихрева. Для знакомства с творчеством писателя мы выбрали отрывок из книги «Родники», где он с большой любовью пишет о жителях этой улицы и своих родственниках. Оказывается, мы живём на окраине города Шуи, в Слободке, в трёхоконном сиреневом домике. Из наших окон видна широкая немощёная улица с зеленеющими кое-где лужавинами. На той стороне улицы, у приречных оврагов и со- сен, – длинный ряд задымлённых кузниц. Там работают люди, живущие рядом с нами. Кузни- цы властно притягивают меня к себе обилием разнообразных забав и зрелищ. Больше всего я люблю смотреть, как бесстрашные кузнецы выносят в железных клещах раскалённый до- красна обод и на каменном жернове бьют его молотами, натягивая на колесо. Потом опускают колесо в воду, обод чернеет, издаёт негодующий свист и шипе- ние, вспыхивает белый пар, отваж- ные кузнецы перебирают колёсные спицы руками. А на коновя- зях бесятся лошади, и ловкие кузне- цы затягивают их ремнями. Звенит металл, бьются ко- ни в ремнях, пышет пламя горнов, взлетают тяжёлые молоты, шипят огненные обода. Я прихожу к кузнецам каждый день, они встреча- ют меня с грубоватой ласковостью, и мне при- ятно бывает, когда на моей руке кузнец оставит следы своих тёплых чугунных ладоней. Я ухожу с этими пятнами копоти, как с некоим знаком другой жизни – могучей и прекрасной. Я завидую кузнецам: у них так много разно- образных и настоящих игрушек. Мои же игруш- ки кажутся мне безжизненными и лживыми. Гра- нёный подковный гвоздь – настоящая игрушка, а деревянная лошадка – это игрушечная игруш- ка, и у меня нет охоты заниматься кубиками, ло- шадкой и свинцовыми солдатиками. В поисках настоящих игрушек мы идём с бра- том к Косте Лобову, сыну маляра. . . .Маляр Лобов – таин- ственный человек. Он умеет делать краски. Если он захочет, он может весь мир раскрасить так, как ему вздумается. Это он распоряжается крышами городских домов. Он покрывает их то в не- бесный цвет, то в огненный, то в коричне- вый, то в зелёный. Он лазает по крышам с большой, как голубиная палка, кистью, он живёт на крышах, выше всех людей. Мне кажется, что он разговаривает кровель- ными красками с голубым небом, с при-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz