Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

В прежние времена разнообразие средств передвижения было поистине впечатля- ющим. Люди преодолевали расстояния в каре- тах, фаэтонах, кабриолетах, бричках, двуколках, линейках, кибитках, тарантасах и многих других экипажах. В 19 веке дворянин или просто зажи- точный горожанин мог заказать себе повозку у искусных специалистов, чьё мастерство чрезвы- чайно ценилось и передавалось из поколения в поколение. Обычно повозка была модной, удоб- ной и, конечно же, крепкой. В Москве и Петербурге богатые предпочитали ездить в красивых и дорогих каретах. Провинциа- лы, в большинстве своём, пользовались беговыми дрожками, бричками и тарантасами. К примеру, в Липецком уезде в усадьбе дворян Сеченовых, располагавшейся около села Грязи, в 1851 году на- личествовали беговые дрожки, трое саней и ка- рета. В каретном сарае дворян Масловых, жив- ших в усадьбе при селе Кузовлёво (сейчас – село в Грязинском районе), в 1873 году стояли две те- леги с шинованными колёсами, сани и троичный тарантас. В усадьбе дворянки Е. А. Бартеневой при деревне Королёвщино (сейчас – Грязинский район) в начале 20 века имелось восемь саней, дрожки, пролётка с верхом и четыре тарантаса. В усадьбе А. Н. Терпигоревой, сестры писателя С. Н. Терпигорева-Атавы, при сельце Полинино (сейчас относится к Тамбовской области) также насчитывалось восемь саней, четыре тарантаса, беговые дрожки и пролётка с верхом. Как видим, беговые дрожки и тарантасы содер- жались практически на каждом помещичьем дво- ре. Наиболее используемыми они были в летнее время. Русские дрожки получили своё название от дроги – детали тарантаса. Это было простое транспортное средство с двумя осями, на которые помещалась доска. Ясное дело, что предназнача- лось оно для поездок на небольшие расстояния. В дальние же путешествия отправлялись на не- торопливом, но надёжном тарантасе. Он как нель- зя лучше подходил для этого. Кузов его крепился на длинных дрогах, которые смягчали движение по рытвинам и ухабам российского бездорожья. Позднее дроги уступили место рессорам. Главны- ми достоинствами на первый взгляд неуклюжего экипажа были его простота и удобства. В путевых очерках писателя, сенатора и члена российской Академии наук Павла Ивановича Су- марокова читаем: «Тарантасы имеют великие удобности, спокой- ны, доски гнутся как рес- соры, поместительны, укладисты, легки, не доро- го стоят, не опрокидываются». Подобный экипаж имелся у липецкого по- томственного дворянина Валентина Петровича Плеханова (1810-1873), отца теоретика русско- го марксизма Георгия Валентиновича Плехано- ва. Тарантас был не простой. Его сделал на заказ тамбовский купец и известный каретных дел ма- стер Оводов. Но какими бы добротными экипа- жи ни были, наши дороги обычно играли с ними злую шутку. Иными словами, любая прочная по- возка, в конечном счёте, требовала обстоятель- ного ремонта. А поскольку до губернского горо- да Тамбова путь лежал далёк, местные дворяне ремонтировали свои экипажи в Липецке. Вот и Валентин Петрович в октябре 1867 года обратился к услугам липецкого мастера Семена Парфёновича Неверова, который имел мастер- скую по изготовлению и починке саней, таран- тасов, бричек и других средств передвижения. Кстати, в октябре того же года Валентин Петро- вич приобрёл у вдовы коллежского асессора На- тальи Петровны Андреевой дом по улице Меже- вой, ставший впоследствии музеем Георгия Ва- лентиновича Плеханова. Из контракта, заключённого 7 октября 1867 года между Плехановым и Неверо- вым, следует, что у четырёхместно- го тарантаса необходимо выров- нять колёса, «обода с передних колёс заменить новыми… оси укоротить по размеру тележ- ного хода… палубу (крышу над В алентин Петрович Плеханов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz