Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

А поллинария. О днажды мама и папа маленькой Аполлина- рии решили рассказать ей о светлом празд- нике – Рождестве. И рассказали. Причём весьма не- обычным способом – смастерили своими руками вертеп! А дело это, надо сказать, непростое... Изначально вертеп (от старославянского «вер- тепъ») – пещера, где родился наш Спаситель Иисус Христос. Таким словом назвали и рождественские кукольные театры. Ведь главная история, которую они расска- зывали, была всегда одна – о том, как Спаситель появился на свет. Вертепы существовали до начала двадцатого века на Псковщине и в Сибири. Их де- лали из небольшого фанерного ящи- ка, после чего ребятишки в костюмах возили свои театры на санках по домам и показывали спектакли. Вот такой театр создали и родители для Аполлинарии. Ведь мама и папа у неё люди творческие. Илона Анатольевна Фёдорова-Дергу- нова – член Союза художников России, а папа Алек- сандр Васильевич – юрист и мастер золотые руки. Вместе они смастерили ящик с резными дверками, деревянные фигурки Девы Марии, Иосифа, ново- рождённого Спасителя, волхвов. Трудились не один день. И однажды утром, когда Аполлинария про- снулась, она увидела, что всё готово. Вертеп получился красивыми не- обычным. К ящику знакомый се- мьи добавил интересный меха- низм: две катушки, на которые натянута узкая полоса войлока. Сто- ит прикрепить к ней фигурки и потянуть ручку, ка- тушки завертятся, а войлок плавно пой- дёт по кругу. Истанет казаться, будто фи- гурки спешат вперёд. А потом случилось чудо. Маленький домашний вертеп отправился в Российский этнографический музей Санкт-Петербурга на фестиваль вертепных театров «Рождественская мистерия»! Вот как всё произошло... Илона Анатольевна не только сама рисует, но и учит этому ребят. Она руководит детской творче- ской студией «Азбука искусства» в липецком Цен- тре изобразительных искусств. А директор центра Светлана Валерьевна Иноземцева давно дружит с Российским этнографическим музеем. Она знала, что там ежегодно проводят «Рождественскую ми- стерию», и мечтала, чтобы липчане тоже начали делать маленькие теа- тры. Поэтому, когда Илона Анато- льевна с мужем смастерили для доч- ки вертеп, Светлана Валерьевна подала заявку на участие в фестивале. И их пригласили! К путешествию подготовились основательно и взяли не только маленький театр. Елена Геннадьевна Смолиевская, член Союза художников России, ко- торая тоже вошла в состав делегации, по- везла свой керамический вертеп. Ещё она испекла пряничные фигурки, изображающие светлое рождение Спасителя. Их потом оставили в подарок музею. И хотя лип- чане принимали участие в фе- стивале впервые, жюри очень понравилось их выступление. Всех очаровали Аполлинария, которая была чтецом, и мело- дии Баха, исполненные на сви- стульках Елены Геннадьевны. После того путешествия минуло два года. А домашний вертеп Фёдоро- вых-Дергуновых и сегодня дарит тепло и радость Рождества маленьким и взрослым. Аполлинария уже не раз выступала в храмах Липецка и в студии мамы «Азбука искусства». Теперь она не только ве- дущая спектакля, но и музыкальный оформитель. Девочка сама сочинила мелодию для стихотворе- ния архимандрита Исаакия «Рождество Христово» и играет её на скрипке. Вот так мечта Светланы Валерьевны понемногу воплощается в жизнь – у нас в Липецке создаётся традиция рождественских вертепных театров. При- соединяйтесь к ней и вы, дорогие читатели! Алёна КАШУРА. Фото автора. Керамический вертеп Е. Г. Смолиевской. П р я н и ч н ы е ф и г у р к и Е . Г . С м о л и е в с к о й .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz