Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

С 8 августа по 10 октября 1926 года в Лебе- дяни отдыхал и работал знаменитый русский художник Б орис Михайлович Кустодиев . При- езду его в нашкрай предшествовала очень инте- ресная театральная история, связанная с дру- гими знаменитыми людьми. Один из них – уро- женец Лебедяни писатель Евгений Замятин . В 20-х годах прошлого века из предания о блохе и тульском мастере Левше, кото- рый был так искусен, что подковал блоху, Евге- ний Замятин сделал весёлую пьесу. Её решили поставить два театра – МХАТ в Москве, а через год – Большой драматический в Ленинграде. …До премьеры во МХА- Те оставалось совсем не- много времени. Режиссёр Алексей Дикий разрывал- ся: репетиции, поиски му- зыкальных инструментов, отсутствие декораций… А когда принесли эски- зы декораций, он с ужасом схватился за голову и ре- шительно заявил, что в та- ком оформлении не будет ставить спектакль. – Нельзя давать реали- стические декорации к ве- сёлой народной пьесе. Тут нужен гротеск! – говорил Дикий. – Но уже потрачены деньги, дирекция боль- ше не может выделить никакой суммы! – воз- ражали ему. – Если вы закажете новые декорации, то бу- дете платить из собственного кармана. – Да, да, да, я буду платить! И Дикий решил написать в Ленинград худож- нику Кустодиеву письмо, полное мольбы и от- чаяния: «Единственный художник, который мо- жет дать пьесе то, что нужно, – Вы. Пожалуйста, пожалуйста, соглашайтесь». Художник согласился. Он давно работал для те- атра. И считал заманчивым соединение декора- ций и актёров, одетых в созданные художником костюмы. Это тоже своего рода картина, живая, движущая картина, как бы воссоздание вообра- жаемой жизни. А «Блоха»…Да это же продолжение его народ- ных типов, это же игрушечная старая Русь! Кусто- диев немедленно взялся за работу. Каковы же были удивление и восторг всего московского театра, когда ровно через месяц (не- бывалые сроки) раскрыли ящик с обратным адре- сом: «Ленинград… Кустодиев». Что это было за зрелище! Эскизы – красочные, как народная ярмарка, весёлые, как скоморо- шьи пляски, забав- ные, как детские ри- сунки… Кустодиев в своём письме пояс- нял: «Всё происхо- дит как бы в балага- не, изображённом на картинке: всё яркое, пёстрое, ситцевое, «тульское». Дикий немедлен- но послал телеграм- му: «Эскизы деко- раций приняты с большим восторгом. Ждём костюмы». 7 февраля 1925 го- да Кустодиев прие- хал в Москву на ге- неральную репети- цию и остался очень доволен тем, как выполнены его эскизы. Считал, что на сцене при освещении они даже лучше. А в 1926 году Евгений Иванович Замятин при- гласил Бориса Кустодиева на отдых в Лебедянь. Приехал художник с женой Юлией Евстафьев- ной. Замятин подыскал для них жильё недале- ко от своего дома, на соседней Елецкой улице. Хозяевами комнаты, в кото- рой поселились Кустодиевы, бы- ли Сергей Григорьевич и Мария Александровна Дмитриевы, жили они с детьми Евгением и Ольгой. Нынешний владе- лец дома – прямой наследник Дми- Б. Кустодиев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz