Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

М о ей внучатой племяннице Анечке восемь лет. Она учится во втором классе одной из липецких школ, очень любит стихи, много учит, читает наизусть. Принесла ей распечатку стихотворения английского писателя Редьярда Киплинга «Если…» в переводе Самуила Марша- ка. (Да-да, это тот самый Киплинг, который на- писал «Маугли», и тот самый Маршак, стихи ко- торого читал каждый) Сказала: – Может быть, для тебя это ещё рано. Но храни, поймёшь потом. Она прочитала, подумала и сказала: – Тётя Оля, я поняла. Наверное, у меня было очень удивлённое лицо, потому что Анечка помолчала и добавила: – Я очень поняла! Вот как начинаются эти стихи: О , если ты покоен, не растерян, Когда теряют головы вокруг, И если ты себе остался верен, Когда в тебя не верит лучший друг, И если ждать умеешь без волненья, Не станешь ложью отвечать на ложь, Не будешь злобен, став для всех мишенью, Но и святым себя не назовёшь, И если ты своей владеешь страстью, А не тобою властвует она, И будешь твёрд в удаче и в несчастье… Хорошо бы каждому найти это стихотворение и каждому – понять. А я вспомнила о Семёне Теодоровиче Ваймане. Ныне уже покойный, выдающийся литературо- вед, он был старшим научным сотрудником Ин- ститута искусствознания Академии наук СССР. Но прежде преподавал в Липецком государствен- ном педагогическом институте (так назывался тогда наш педагогический университет). Школь- ницей я пошла в областную библиотеку на кур- сы французского языка. Мы оказались за одним столом с совсем молодой сотрудницей этого ин- ститута, у нас был один учебник на двоих. Позна- комились, и она мне рассказала о Ваймане. Про- фессор любил разбор стихов, любил загадывать литературные загадки, давать задания. Например, приходят студенты филологического факультета на занятия, а на стене, на нескольких листах ват- мана, написаны три слова: «ЧЭП – Чрезвычайное Эстетическое Происшествие». И дальше текст: «В типографии наборщик перепутал местами строчки стихотворения Алек- сандра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер». Получилось: То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашуршит. Какое Чрезвычайное Эстетическое Происше- ствие произошло со стихотворением Пушкина? Ответы сдавать на кафедру русской и зарубеж- ной литературы до 18.00». А у Пушкина-то: То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашуршит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Ответ примерно такой: тревожен зимний ве- чер. И если по кровле избушки раздалось шурша- ние, это страшно. Но если в тёмный зимний вечер, в бурю идёт бездомный путник, увидел избушку и застучал, то это страшнее. Человек замёрз, сбил- ся с дороги, ему надо согреться, переночевать. Пустят его в дом, но куда и как он пойдёт завтра утром?.. Значит, этими словами и должна закон- читься строфа, чтобы впечатление было вдумчи- вым, сильным. Вот и ещё один совет – читайте стихи, вдумы- вайтесь в них. И запоминайте. Открывая стихи, вы открываете себя. Ольга Васильевна КЛЕКОВКИНА, журналист Л. Соломаткин. Зима. Метель. 1876 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz