Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.
трицу, а русскому языку учил принцессу. Вы, конечно, не со- мневаетесь, что у российского императора был большой выбор самых лучших и знающих лю- дей, кого можно было пригла- сить для этого. Выбран был поэт Жуковский, не столько за поэти- ческий талант и знания, сколько за человеческие качества. Принцесса Шарлотта была родом из Германии. А вышла за- муж за наследника российского престола Николая Павловича, будущего императора Николая Первого. Жуковский несколько лет преподавал русский язык во дворце. Ставка делалась на его умение общаться без лести, соз- давать рядом с собой атмосферу добра и взаимоуважения. Когда молодая царская се- мья праздновала рождение сы- на Александра, будущего им- ператора Александра Второго, Жуковский прислал поздравле- ние. Вы понимаете, что поздрав- лений и пожеланий было более чем достаточно. Но слова поэта- учителя запомнились молодым родителям особенно. Он поже- лал, чтобы мальчик, когда вы- растет, никогда не забывал, что самое высокое звание на земле не «царь», а «человек»: Да на чреде высокой не забудет Великого из званий: человек! Когда наследник подрос и ему исполнилось восемь лет, во дво- рец опять был призван Жуков- ский. Отец-император хотел, чтобы именно этот человек за- нялся образованием и воспита- нием наследника престола. Ни- колай Первый растил не просто сына. Он растил будущего импе- ратора огромной страны. Моло- дой отец признавался другу (а Жуковский уже давно был дру- гом царской семьи), что хочет видеть будущего императора че- ловеком не только с железной волей, но и с добрым сердцем. И именно такой человек, как Василий Андреевич, лучше все- го подходил на роль наставника. Жуковский очень серьёзно и ответственно воспринял новую цель. Он разработал целую ме- тодическую программу и пред- ставил её на рассмотрение Ни- колаю Первому. Император- отец не со всем был согласен, но поэт-педагог нашёл слова, что- бы его убедить в своей правоте. Рядом с наследником мно- гие годы находились самые компетентные люди, которые обучали будущего главу госу- дарства истории, военному делу, политологии и диплома- тии. Но главным, кто отвечал за воспитание государя – че- ловека, был Василий Андре- евич. Между воспитанником и наставником установились по- настоящему добрые человече- ские отношения. Поэт-педагог был рядом с наследником пре- стола двенадцать лет. Эти годы прошли, Александр вырос, и пришла пора расстава- ния. На прощанье Жуковскому пришла идея совместного пу- тешествия по России и Сиби- ри. Это была прекрасная мысль. Василий Андреевич считал, что двадцатилетнему великому кня- зю следует познакомиться со своей страной и народом по- ближе. Маршрут разрабатывал сам наставник. Он хотел, что- бы будущий император знал и понимал, что Россия – это не только и не столько Петербург и Москва, но и Крым, Рязань, Тобольск, Воронеж, Елец, Ус- мань… И Липецк. Император Александр Второй. Торжественный въезд императора Александра Второго в Москву. 1856 г. Освобождённые крестьяне подносят хлеб-соль Александру Второму. 1861 г. Христо-Рождественский собор в Липецке. Рисунок В. А. Жуковского. 1837 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz