Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.
брисом и надписью: «Завет Розанова мне: поближе к лесам, по- дальше от редакций». Дальнейшее образование и воспитание Пришвина взял в свои руки старший брат матери Иван Иванович Игнатов, пароходчик из Тюмени, сколотивший в Сибири огромное состояние. В 1889 году он забрал мальчика с собой и определил его в Тюменское реальное училище, которое тот благополучно окончил в 1892 году. Поступив затем в Рижский политехникум на химико-аг- рономическое отделение. Уже в старости, оглядываясь назад, Пришвин с радостью вспо- минал Елецкую гимназию, вспоминал Розанова как учителя, уга- давшего в нескладном и наивном подростке человека творче- ского, будущего писателя-путешественника. Наталья Валерьевна БОРИСОВА, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени И. Бунина. Елецкая мужская гимназия, в которой учился М. Пришвин и преподавал В. Розанов. Сейчас это школа № 1. 1889 год, 20 марта. Докладная записка учителя географии Василия Розанова директору Елец- кой мужской гимназии о недостойном поведении ученика IV класса Михаила Пришвина. Ч есть имею доложить Вашему Превосходительству о следующем факте, случившемся на 5 уроке 18 марта в IV классе вверенной Вам гимназии: ученик сего класса Пришвин Миха- ил, ответив урок по географии и получив за него неудовлетворительный балл, занял своё место за ученическим столом и обратился ко мне с угрожающими словами, смысл которых был тот, что если из-за географии он не перейдёт в следующий класс, то продолжать учение не станет, а выйдя из гимназии, расквитается со мною. «Меня не будет и Вас не будет», – говорил он между прочим. Затем сел, и так как тишина класса не нарушалась, то я продолжал урок, до конца которого оста- валось несколько минут. Через небольшой промежуток времени он встал и попросил извинения, ссылаясь на то, что вышеупомянутые слова сказаны были им в раздражении, при котором он во- обще не может себя сдерживать. Я предложил ему сесть, заметив, что о поступке его будет доло- жено Вашему Превосходительству. Он исполнил моё желание, ещё раз сказав, что, принеся изви- нение перед всем классом, исполнил то, что он него требовалось, и по тону слов его было видно, что он считает это извинение почти заглаживающим вину. В субботу я остаюсь после 5-го урока дежурным с арестованными учениками, между которыми был и Пришвин Михаил (за 2 по геогра- фии, по желанию, ранее выраженному г. классным наставником). Передавая ему запись, в которой родители извещались о его аресте и причинах оного, я спросил его, что побудило его к поступку такой важности, и, указав ему на те извинения, спросил его, какие вообще представления он имеет о себе и о других людях, с которыми ему приходится вступать в отношения. Он высказал, что во- обще не считает кого бы то ни было выше себя, что же касается до самого поступка, то он сделан был для того, чтобы выдаться из учеников, показав им, что он способен сделать то, на что никто не решился бы. Считая самый поступок выходящим из рода обычных явлений гимназической жиз- ни, а объяснения, его сопро- вождавшие, в высшей степени значительными с нравственно- воспитательной точки зрения, я почёл своим долгом обо всём этом доложить Вашему Пре- восходительству как высшему руководителю гимназической жизни и охранителю дисци- плины в ней. Преподаватель В. РОЗАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz