Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

М ихаил Пришвин, большой русский писа- тель, в дневниках и прозе постоянно об- ращался к своему детству как неиссякаемому ис- точнику творчества. Маленький гимназист Елецкой гимназии, куда мать в 1883 году отдала подросшего Курымушку, испытает тоскливое одиночество, оторвавшись от родного дома, и равнодушие к учёбе. Два эпи- зода детства во многом определили траекторию творческих поисков: неудачный «побег в Азию от проклятой латыни» и исключение из четвёр- того класса гимназии. Первое в жизни путешествие в неведомую страну описано в «Кащеевой цепи» столь живо и увлекательно, что оставляет впечатление не- обычайной художественной правдивости и силы. Позднее в своей летописи жизни, обдумывая детские годы, Пришвин запишет в дневнике: «Я второгодник. Вместе с учениками Чертовым, Тирманом, Голофеевым совершаю по- бег в Америку на лодке по реке Сосне. Розанов, учитель географии (впослед- ствии писатель Василий Розанов), про- тив всех в округе высказал запавшее крепко в душу: «Это хорошо, это не- обыкновенно». В душе отчаяние, что «Америки нет». Америка... Азия... где конкрет- но так ослепительно сияла эта страна, было несущественно. Вы- рваться из пространства несво- боды – вот о чём мечтал гимна- зист-неудачник. «Неудачный В се по-настоящему талантливые люди не хранят обид. Особен- но на своих учителей, даже если те были чересчур строгими. В их суровых замечаниях и даже в наказаниях таланты видят для себя только пользу. Вот и Михаил Михайлович Пришвин, гениальный писатель и тонкий ценитель прекрасного, всегда с благодарностью вспоминал своего учителя географии Василия Васильевича Розанова. А ведь именно он был автором докладной записки, из-за которой бу- дущего писателя исключили из Елецкой мужской гимназии. О том, как всё происходило в далёком прошлом, расскажет приш- виновед, доктор филологических наук, профессор Елецкого государ- ственного университета Наталья Валерьевна Борисова. А чтобы вы представили полную картину событий, в книге «Елец древний и молодой» мы отыскали докладную записку учителя географии Ва- силия Розанова. Прочитайте её тоже. Быть может, вы составите своё мнение о том, кто был прав, а кто виноват. побег в Небывалое» был всё тем же бессознатель- ным стремлением к духовному странничеству, ко- торое смог понять только Розанов. Спустя много лет Пришвин запишет: «Этих балбесов, издеваю- щихся над моей мечтой, помню, сразу унял Роза- нов, он заявил и учителям, и ученикам, что побег этот не простая глупость, напротив, показывает признаки особой жизни в душе мальчика. Я сохра- нил навсегда благодарность Розанову за его сме- лую, по тому времени необыкновенную защиту». Став маститым писателем, Пришвин призна- ется, что это было не просто неудавшееся путе- шествие, а знак судьбы, увлёкшей его в сказку, в мифологическое постижение мира, потому что «уже в детстве стал передо мной вопрос об от- ношении сказки к жизни». Вместе с тем именно Розанов вольно, а ско- рее невольно, под давлением обстоятельств, стал причиной исключения Пришвина из гим- назии: постановление педагогического совета от 14 апреля 1889 года «Об увольнении из Елец- кой гимназии ученика IV класса Пришвина Ми- хаила» последовало в ответ на докладную запи- ску этого учителя. Потом они встретятся в Пе- тербурге: Розанов и уже до- статочно известный в лите- ратурных кругах Пришвин. И смущённый Розанов прими- рительно заметит: «Вам это на пользу пошло». В связи с этим любопытен тот факт, что фило- софский труд В. Розанова «О по- нимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного зна- ния» хранится в личной библиоте- ке Пришвина с наклеенным эксли-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz