Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

В о т что обычно мешает нам слушать: 1. Наш ум не хочет ждать. Мысли бегут бы- стрее, чем речь. Пока мы ждём, когда будут про- изнесены слова, наш мозг то отключается от того, что говорится, то опять включается... В результа- те «оседает» лишь несколько слов, и мы теряем смысл сказанного. 2. Нам кажется, что мы это уже знаем, поэто- му слушаем вполуха. 3. Мы смотрим, а не слушаем: сколько раз бы- вало, что не улавливаешь имени нового знакомо- го только потому, что мысли заняты его внешним видом, манерами. 4. Мы пытаемся слушать, одновременно отда- вая часть своего внимания газете, радио или те- левизору... 5. Мы забываем самое главное: внимаем сло- вам, а не мыслям. 6. Нас оглушают эмоции: когда кто-либо пы- тается высказать мнение, противоположное то- му, которое мы считаем единственно верным, – мы бессознательно боимся, что услышим то, что заставит нас усомниться в справедливости соб- ственной точки зрения. Мы перестаём восприни- мать говорящего и начинаем планировать свою словесную контратаку. С егодня – советы из моих старых конспектов лекций психолога Бо- риса Сергеевича Алякринского. О нём я рассказывала вам в прошлом номере «Золотого ключика». Кстати, Борис Сергеевич настойчиво со- ветовал побольше есть овсянки и овсяного печенья. И многие его такие простые подсказки помогают. А заведённые мною картотеки (карточ- ки можно вырезать из плотной бумаги или попросить в библиотеке – обычно там бывают лишние) и папки со всевозможными газетными, журнальными вырезками и перепечатками, выписками до сих пор пре- красно служат. А вот шесть способов, рекомендуемых для улучшения навыков слушания: 1. Учитесь медленно сосредоточиваться; ис- пользуйте упражнения типа: «Сколько будет два плюс три минус пять плюс четыре, помноженное на два минус шесть?» 2. Устройте себе радио- или телеэкзамен; прослушайте вместе с кем-нибудь передачу (ум- ную, конечно!) и проверьте, сколько высказан- ных в ней положений вы оба запомнили; попы- тайтесь найти общую точку зрения на главную идею передачи. 3. Отключайтесь от того, что отвлекает ваше внимание; не пытайтесь слушать и одновремен- но делать ещё два или три дела. 4. Учитесь понимать точки зрения, противопо- ложные вашей: следите за своим подсознатель- ным стремлением перестать слушать и приду- мать «достойный» ответ. Вместо этого готовь- те вопрос, относящийся к тому, что вы слышите. Этот вопрос отнюдь не должен «убивать» собе- седника, он просто должен дать ему понять, что вы начинаете вникать в смысл сказанного. 5. Повторяйте про себя распоряжения и ука- зания. Если вы не можете этого сделать, то, без сомнения, не сможете ни точно запомнить их, ни правильно выполнить. 6. Помогайте слушать другим, во всяком слу- чае, не мешайте. В свою очередь, сами сразу от- кликайтесь на слова, обращённые к вам. Ольга Васильевна КЛЕКОВКИНА, журналист.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz