Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

в лице этого кудрявого бойкого юноши – Александра Пушкина. Именно тогда в сознании молодого поэта впервые соеди- нились русская история, современность и родной язык. Путь к настоящей славе, которую пред- рёк мудрый Державин, был долог и тернист. Начавшаяся слава на какое-то время ослепи- ла талантливого выпускника лицея. Юноше- поэту нравилось веселить друзей остроумны- ми и едкими стихами обо всём и обо всех на свете. Они моментально разлетались в списках по России, легко запоминались и цитировались. Это не прошло молодому поэту даром. Власти удалили его из столицы в Одессу. Потом отпра- вили в родовое Михайловское под домаш- ний арест. Наступила полная изоля- ция от всего, чем жил, что любил Пушкин. Он воспринял нака- зание как крушение всей сво- ей жизни. И вот тут-то Бог послал встречу, которая измени- ла его судьбу. Оказалось, что всё только начинает- ся. В Михайловском жи- ла няня поэта Арина Ро- дионовна. Она выпесто- вала всех детей Пушкиных и теперь была на покое в их родовом имении. Няня очень обрадовалась встрече со своим воспитанником: «Да как возмужал! Да какой красавец, батюшка мой, Александр Сергеевич!» Что помнил поэт из раннего детства? Её руки, её песни, её сказки. Разговорились, и в пожилой неграмотной крестьянке Александр Сергеевич нашёл великолепную собеседницу. Как мудра, какая память, как умеет говорить, сколько все- го знает! «Ещё расскажи. Спой. Возьми меня на смотрины, на крестины. На свадьбу, на похоро- ны, на поминки. Хочу видеть, слышать и знать, как русские празднуют, как в армию провожа- ют, как – в последний путь, как Бога благодарят за хороший урожай!» Почитайте, ребята, стихотворения, которые Пушкин посвятил Арине Родионовне, и всё на- полнится смыслом. Перед поэтом-дворянином открылся новый мир – мир русской народной культуры, мир рус- ского языка. Это было удивительно и прекрасно. Закончилось вынужденное затворничество. Пушкин опять в столице. Он много пишет и из- даёт. Но это уже другой Пушкин. Он удивляет своих поклонников и друзей новыми темами, но- вым языком, в котором гармонично сочетаются образованность и начитанность, знание русской народной культуры. Теперь ум и душа Александра Сергеевича со- зрели для того, чтобы обратиться к россий- ской истории. Он ещё больше гордит- ся вкладом своих предков в дело строительства государства Рос- сийского. Поэт становится профессиональным истори- ком, обращается к истори- ческой прозе. Это уже не остроумный повеса, а поэт, журналист, историк, проза- ик с гражданской позицией. Пушкин понимает, что род- ной язык очень важен для че- ловека, если тот пытается ос- мыслить своюжизнь и историю страны, в которой родился. Если жив язык – жива нация. Александр Сергеевич никогда не ста- вил перед собой цели провести реформу совре- менного ему русского языка. Он просто стал ра- ботать с родным языком и на родном языке. Гар- монично сочетал в своём творчестве всё живое и жизнеспособное, что находил в письменной дворянской литературе и русском устном народ- ном творчестве. Это потом учёные назовут ра- боту Пушкина реформой, а Александра Сергее- вича – основоположником современного лите- ратурного языка. Вот таким был путь нашего Пушкина, от весё- лого Француза до русского национального поэта. Почемуже так важно знать родной язык? По- тому что именно язык наряду с общими истори- ей и территорией объединяет людей в нацию. Но территории приходят и уходят, а историю ещё надо написать. Получается, что язык – основа нации. Так стоит ли прилагать усилия к тому, чтобы хоро- шо знать родной язык?.. Лариса МИХАЙЛОВА. А р и н а Р о д и о н о в н а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz