Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.
К то в домике живёт? Вот кто выше всех! взрослыми. Игра – лучшая сфера общения, её процесс всегда удовольствие, даже если постро- ена на неизбежных конфликтах. Умение их пре- одолевать – тоже задача общения. – Сталь Анатольевич, а что больше всего недопонимают в детских играх взрослые? – Скорее всего, взрослые недопонимают того, что в ребячьих играх закладывается запас сил и возможностей будущих сил. – Ну а как относиться к «прятушкам», «сал- кам», «галкам», «классикам»? – Тоже как к очень важной деятельности. Де- ятельности, которая компенсирует взрослую, чьё время ещё не наступило. Школьники игра- ют в шахматы, городки, лапту, «Морской бой», «Чепуху», и, с точки зрения взрослых, занима- ются бесполезным делом. Между тем, хотя игра – деятельность непродуктивная, она даёт чело- веку очень много. Как это понять? Ну вот, ска- жем, учитель требует от ребят хорошо убрать свою классную комнату. Само по себе занятие не очень-то приятное. Кому хочется возиться с мусором и грязью? Но зато есть результат – чи- стота и уют помещения. А в игре главное не ре- зультат, а именно процесс, именно он сам по се- бе нравится играющим. – Скажите, а война и игра – понятия со- вместимые? – Очень любопытный факт изложен в вос- поминаниях маршала Жукова. Оказывается, с 5 по 7 апреля 1945 года, то есть накануне штур- ма Берлина, в штабе фронта была проведена ко- мандная игра на картах и макете города Берлина. Участвовали в этой игре высшие командиры со- ветской армии. С 8 по 14 апреля была проведе- на уже военная игра в немецком городе, по ар- хитектуре напоминающем Берлин. В этой игре участвовали армии, корпуса, дивизии и части всех родов войск. В военной игре проверялась и воспитывалась важнейшая личностная черта солдата – решительность. Кажется, какие несовместимые понятия – игра и война! Однако с давних пор игру ис- пользовали как метод подготовки к сражени- ям. В играх будущие воины обучались технике владения оружием, приобретали специфиче- ские знания и навыки, необходимые в бою. Одним из важнейших военных умений явля- ется умение действовать быстро, чётко, сме- ло, решительно. – Вы часто говорили о том, что жизнь ре- бят, их домашний труд и досуг должны быть такими, чтобы дети, вырастая, могли вспом- нить отчий дом со сказочным скворечником и резными наличниками, деревья, которые они по- садили своими руками, бабушкино рукоделие и свои ребячьи бесценные игры-потехи, пришед- шие по наследству от дедов и отцов. Сталь Анатольевич, опишите какую-нибудь народ- ную забаву, в которую можно играть и дома, и в школе, и в летнем лагере. – Вот «Фанты». Игра не ахти какая хитроум- ная, а люди не очень давнего прошлого весели- лись от души. Кстати, название «фанты» – из- менённое немецкое «залог». ФАНТЫ Под это обозначение подходят очень разноо- бразные игры и старинного, и нового, «книжно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz