Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Я играю на трещётке. Наперегонки к Нептуну. Робинзонов, где по 2-3 дня жили ребята из всех отрядов. По-моему, этот остров назывался Медвежьим. На нём стояли шалаши, были сде- ланы солдатские землянки, где по-спартански обитали дети. Со- бирали ягоды, грибы, рыбачили. Играли в пляжный футбол (босыми на песке), проводили соревнования робин гудов (стрел- ков из лука), очень увлекались сложными гимна- стическими пирамидами, фанатично сражались на волейбольных лесных площадках и до само- забвения играли в городки. Это надо же, в годы войны в полунищем лагере его питомцы (стар- шие) ходили в поход на бревенчатых плотах до 100 километров по сибирской Оби! В лагере был огромный естественный (в овра- ге) тир, где мальчишки учились стрелять. Имен- но в этом лагере мы проводили фестивали шу- мовых оркестров и драматизированных песен военных лет. А какие военные игры проводили! Доза приключенческого была огромной частью всей летней педагогики. – Скажите, а были в послевоенных пионер- ских лагерях профильные, тематические сме- ны? – Сам я целые смены играл с детьми в дли- тельные ролевые игры «Пионерская эскадра», «Погранзастава», «Арена смелых и умелых», «Стройгород». Как-то в середине 50-х вместе с Олегом Семё- новичем Газманом мы всё лето в лагере Академ- городка играли в «Синегорию» по сюжету кни- ги Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки»… – Сталь Анатольевич, что по-вашему пра- вила летнего лагеря? – Правила – это разумные подсказки ребя- там об их правах и обязанностях. Сфер, где следует использо- вать правила, в лагере много. Например, правила о купании, правила о проведении костров, прави- ла поведения детей в походе и так далее. – А чем правила в летнем лагере от- личаются от заповедей? – Заповеди – в определённой степени стро- го обязательные правила, выраженные в образ- ной форме. Приведу полушуточные стихотворные запо- веди лагеря «Лучезарный», который был в Ли- пецкой области до 90-х годов. ● На огоньке закон для всех един: все мол- чат, когда говорит один. ● Выдвинул идею – себя предлагай в её глав- ные исполнители. ● Говорить много и сказать много – это, увы, не одно и то же. – Отчего, по-вашему, у ребят в лагере появ- ляется сопротивление воспитанию? – Ребятам всегда хочется чуть больше того, что им положено. Чуть больше прав, внимания, ласки. К сожалению, и среди вожатых есть такие, что боятся «распустить» ребят. Часто их стро- гость не что иное, как равнодушие. И тогда ша- лость превращается в безнравственность, дет- ское отчаяние – в наглый вызов. По какой-то далёкой традиции взрослые убеждены, что детей обязательно надо «брать» крепко, чтобы не разболтались. Где-то глубо- ко мы увере- ны, что они о б я з а т е л ь - но что-то не- допоймут, не сделают, лож- но истолку- ют, и уже по- этому их на- до держать в ежовых рука- вицах. А ру- кавицы эти колючие и не- удобные. А вообще, если согласи- тесь (это об- р а щ е н и е к вожатым), то попробуйте всю смену по- работать без наказаний.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz