Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2015 г.

Т ема Великой Отечественной войны заняла большое ме- сто в творчестве Николая Николаевича Жукова, худож- ника, чьё детство прошло в Ельце. В 1941 году, не дождавшись повестки из военкомата, он добровольно вступил в ряды Крас- ной армии. Но на передовую попал не сразу. Сперва его назначили писарем при штабе. Однако Николай Николаевич не желал отсижи- ваться в тепле и покое. Он видел, как другие художники, которые и близко не подходили к линии фронта, рисуют надуманные сюжеты. И чутким сердцем понимал: там, на войне, всё по-другому! А потому рвался на фронт, чтобы послужить Родине главным своим оружием – остро наточенным карандашом. Наконец, через три месяца Николая Николаевича командировали в редакцию фронтовой газеты «На разгром врага». Оттуда он сразу отправился в пекло войны. Жуков рисовал подвиги солдат, их не- простую повседневную жизнь. А однажды подумал: «Среди немцев есть и добрые люди! Просто нужно достучаться до их сердец!» И начал рисовать листовки для захватчиков. Вскоре с бортов советских самолётов в тыл врага полетели ри- сунки Николая Жукова. А когда немецкие солдаты их поднимали, то видели малыша, который в одиночку пробирается через ужасы войны. Большинство фашистов комкали эти листовки и выбрасы- вали. Но некоторые подолгу их рассматривали... Рисовал Николай Николаевич и листовки для воинов Красной армии. Но такие, что вдохновляли на победу и подвиги. Эхо боевых сражений звучало в творчестве художника и после Великой Победы. В 1946 году, как корреспондента газеты «Прав- да», Николая Николаевича направили в Нюрнберг, на суд над глав- ными нацистскими преступниками. Это событие вошло в исто- рию как «Нюрнбергский процесс». Сорок дней художник провёл на заседаниях трибунала и сделал более двухсот карандашных портретов подсудимых, защитников, судей и журналистов. Работа оказалась непростой. Преступники, заметив, что их рисуют, от- ворачивались или закрывали лица газетами. Николаю Николаевичу при- шлось пересесть с первого ряда зала на пятнадцатый и вооружиться мощ- ным биноклем. Художник держал его в левой руке, а правой – рисовал. Серия рисунков Нюрнбергского процесса стала бесценным истори- ческим документом. В конце апреля их можно было увидеть в Елецком государственном университете имени И. А. Бунина на выставке, подго- товленной к Международной научно-практической конференции «Нюрн- бергский процесс: приговор фашизму». В работе конференции приняли участие доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, аспиранты и студенты ведущих высших учебных заведений нашей страны. Активное участие приняли и руководители Липецкой области. А ещё гости из Ан- голы, Италии, Конго, Эквадора и других стран. Участники конференции обсудили организацию, проведение и итоги международного судебного процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии. ● Выставка рисунков НиколаяЖукова, сделанных во время Нюрнберг- ского процесса, продолжится до 1 сентября. Но уже не в университете, а в музее художника по адресу: г. Елец, улица 9-го декабря, дом 42. Там также будет представлена выставка «Художественная летопись вели- кого подвига», составленная из военных работ Николая Николаевича. Алёна КАШУРА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz